Молитва на езидов

Все о религии и вере - "молитва на езидов" с подробным описанием и фотографиями.

Издана первая книга о религии езидов

Роман Авдоян рассказал «Благовест-инфо», как возникла идея книги: «Езиды ранее не издавали подобных книг, рассчитанных на широкий круг читателей. В открытых источниках очень много ошибочных мнений и информации о религии езидов. Так, многие, в том числе считающиеся специалистами по древним народам, полагают, что езиды привержены религии «езидизм», но наша религия называется Шарфадин, а слово езидизм пошло от самоназвания нашего народа «эзды».

«При создании книги мы постарались максимально просто рассказать о кастовых делениях, о значении цифр, о сущности нашей религии и обычаев. И самое главное, объяснить, что езиды верят в единого Бога, являющегося создателем Вселенной», – сказал соавтор книги. В процессе составления книги были изучены молитвы езидов, называемые «Колм». Молитвы езидов передаются духовными представителями этого народа в основном из уст в уста. Молитв – Колмов у езидов несколько. Они называются «Доа», «Дрозга», «Таркин», «Шадати», «Мат и Сэна». Езиды разделяются на три касты и мирян, которых называют мридами, которым не обязательно знать все молитвы «Кавлы». Их читают сугубо духовные представители езидов – шехи и пиры.

Первые молитвы в религии Шарфадин восходят ко временам творения ангелов, которые в этой религии занимают особое место. Молитвы составлялись, по версии авторов книги, в священном для езидов иракском Лалише и в те времена назывались «Кавлы Марга», что в переводе с езидского означает «молитвы святых мест». Второй этап составления молитв пришелся на XII век. Молитвы религии Шарфадин знакомят с законами, нормами морали, обычаями и обрядами, а также рассказывают и об Иисусе Христе, Ное, Моисее, Аврааме, Заратустре и Мохаммеде. Структура молитв весьма сложна. Недостаточно зубрить их, а нужно дать объяснение каждой строке.

Обязательны утренняя и вечерняя молитвы. Ранняя молитва – Шадатя сва зу – произносится с рассветом, как только человек просыпается, умывается. Он должен встать лицом к востоку, обе руки вознести ввысь к солнцу и начать молитву. Утренняя молитва завершается одним и тем же изречением – «Азиземн аз кем, то тамам». Вечерняя молитва – Шадатя эваре – произносится уже в постели, лежа на спине. Только руки тут уже ставятся на грудную клетку. Молитва – самая важная часть духовной жизни езидов, ибо они считают, что при переходе в мир иной два ангела смерти – Насрдин и Сджадин – будут спрашивать езида о его религиозной жизни.

Далее говорится о значении чисел в религии Шарфадин. Одним из сокровенных является число 3. Так у езидов обязательно соблюдать три запрета – это запрет на брачные узы между кастами, запрет с приверженцами других религий и запрет на неуважительное отношение или оскорбление одной касты другой. Цифра три присутствует и в праздниках езидов. Перед каждым из праздников соблюдается пост в течении трех дней. И даже поминки проводятся у езидов в течении трех дней после предания усопшего земле. Примечательно, что самоназваний у езидов также три. Авторы книги рассказывают, что в первых молитвенниках езиды называются вначале «Мтхайра», что в переводе с езидского означает «я обязан (религии)», позже «Адаби», означающее «закон» (езиды также называют первочеловека Адабом, как мы называем Адама) и третье имя уже «Эзди», что переводится как «видеть Божий путь». Согласно Шарфадинской религии, Бог имеет 3003 имени. Но в основном езиды, говоря о Боге, называют Его именем Хадэ.

Очень подробно в книге представлены и кастовые разделения. У езидов две духовных (шехи и пиры) касты и одна мирян (мриды). Авторы рассказывают об основных религиозных праздниках и обычаях. В религии Шарфадин после молитв совершаются жертвоприношения. Читатель может ознакомиться также с ролью и обязанностями духовных лиц езидов, а также узнать о святынях и священных местах этого народа.

В современном мире, по разным данным, численность езидов составляет порядка 2 млн человек, в основном проживающих на территории Ирака, Сирии, России, Армении, Грузии. Колыбелью своей родины езиды считают Святой Лалыш (иракская провинция Синджар или Шангал). В августе 2014 года в местности Синджар боевики ИГ физически уничтожили множество езидов, отказавшихся принять ислам. Более 350 тысяч езидов стали беженцами, из них 70 тысяч были вынуждены были скрываться в горах, тысячи женщин были проданы террористами в сексуальное рабство. В книге Авдояна рассказывается и о геноциде езидского народа в ходе мировой истории.

  • Как избавиться от страха и начать жить 31 октября 2017 г.
  • Троица 30 июня 2017 г.
  • Храм 29 июня 2017 г.
  • Церковь 29 июня 2017 г.
Издания на русском языке

Издания на иностранных языках


Смотрите канал портала на YouTube!

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:

Источник: Портал Богослов.Ru.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

Молитва на езидов

Езидизм – одна из самых древних и загадочных религий мира. Факт, что Шейх- Ада Ибн Мустафа (около 1162 г.), внес радикальные изменения в езидизм, еще больше окутал завесой тайны его прошлое. Однозначно, что эта религия существовала до шейха Ады, но, вероятно, под другими именами, с другими обычаями и традициями.

Статья “Анализ основных принципов езидизма” представляет собой философское толкование религии. Так, Малик Таус является здесь не олицетворением Зла, а представителем Бога на земле, как эстетическое явление, присущее только езидам. У езидов Малик Таус олицетворяет собой две стороны Огня – огонь как свет, и огонь как пожар, то есть Добро и Зло в одном лице. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Малика Тауса.

На настоящий момент исследования доступной части литературы о древнейших религиях Ближнего Востока не выявили взаимовлияния и взаимозависимости между ними, за исключением нескольких схожих праздников и слов. Наша задача состоит в том, чтобы сравнить праздники, обычаи и традиции, существующие в Митраизме, зораастризме и езидизме.

Одна из самых древних религий, существовавшая на территории Персии и Курдистана с 2000 года до нашей эры, митраизм вплоть до появления там христианства не претерпел никаких радикальных изменений. Вышедшие на сцену новые религии с новыми задачами, соответствующими желаниям их последователей и служащие их интересам существенно отличались от митраизма.

Езидизм никогда не был столь сильным, чтобы влиять на другие религии, скорее они оказали сильное влияние на эту древнюю религию. Езидизм – одна из самых древних религий, пришедших вместе с митраизмом из Индии. Что из себя представляла она и сколько последователей имела в это время – ответов на эти вопросы, увы, не найти.

Глубокое изучение зораастризма дает основание утверждать, что эта религия серьезно повлияла на езидизм. И это не удивительно, так как более 300 лет зораастризм являлся официальной государственной религией. Его влияние подобно влиянию ислама в период после Щейха Ады.

Молитвы езидов имеют сходство с ритуальными молитвами последователей зораастризма. Особое значение имеет утренняя молитва с лицом, обращенным к солнцу. Число молитв – пять – также заимствовано из зораастризма, а не из ислама, как предполагают многие. Наиболее важными для езидов являются утренняя и вечерняя молитва (на восходе и закате солнца). Все молитвы обращены к Богу Солнца (Митра). Зарахустра установил семь обязательств, было семь праздников, определенные Ахура Маздой. Эти праздники от таковых в митраизме и исламе. У езидов эти праздники сохранились до наших дней, с некоторыми изменениями в датах празднований.

1. Maidhyoi-Zaremaya: у зарашустров – в середине (пружины) у езидов – 14 апреля. Это Праздник мертвых или Джежна сэри сал.

2. Maidhyoi-shema: у зарашустров – середина лета, у езидов также приблизительно в это время (точнее, в конце июля, празднуется в Лялеше)святое место езидов, в 60 километрах от Ниневе в северном Ираке.

3. Paitshahya: у зарашустров – праздник урожая, у езидов празднуется в конце августа.

4. Ayathriama – у зарашустров – праздник рогатого скота. У езидов этот праздник отмечают в конце весны. Езиды имеют двух святых – хранителей домашнего скота Мамишван – покровитель овец и Гаванезерзан – покровитель коров. Праздник носит имя этих двух святых покровителей.

5. Maidhyaira: у зарашустров – в середине зимы, у езидов – в начале октября и последние семь дней, вначале в среду, езиды называют праздник Wednesdi-Kabach,когда продают волов. Последние семь дней – праздник в сесть шейха Ады.

6. Hamaspath – у зарашустров празднуется в конце весны, у езидов – в конце декабря. У христиан в Курдистане есть такой же праздник.

Животные занимают особое место в древних религиях, особенно это касается митраизма, где они имеют важное значение в формировании концепции жизни, подобно связи солнца и луны. Большое количество животных изображено на наиболее известных иконах митраизма, они же почитаются у езидов как святые.

Телец. В митраизме …, езиды делают то же самое осенью. Они предполагают, что это будет способствовать гармоничному развитию человека и мира. Ранее телец символизировал осень, богатую дождями, за которой будет следовать урожайный год.

Змея. В митраизме она символизировала собой Космос. Змея – это путь, по которому движутся солнце и луна, это – символ времени. Многие ученые определяют Змею как символ движения и развития. В митраизме змея также символизировала собой смену времен года, езиды чтят змею (особенно черную) как священное животное. Недаром вход в святыню Лялеш охраняет иконка с изображением змеи.

Скорпион. В митраизме он – символ солнца. У езидов есть Пир Герва, который является покровителем скорпиона.

Все вышесказанное позволяет с предположить, что почитание Тельца, Змеи и Скорпиона езиды позаимствовали скорее из митраизма, а не зораастризма. В “Авеста”(святая книга в зораастризме) змея и скорпион описаны как вредные животные, уничтожение которых – благо.

Влияние митраизма на езидизм превалирует над влиянием других доисламских религий. Исследование обычаев и тадиций езидов позволяет утверждать о влиянии не только этих двух иранских религий, но также христианства и иудаизма. Об этом свидетельствуют схожие обряды и праздники, существующие до сих пор у езидов, иудеев и христиан. Возможно, влиянию иудаизма на езидизм способствовало то, что Курдистан был первой страной, куда были сосланы сотни евреев после отказа царя Хосеа отдать дань ассирийскому царю Салманессеру.

Христианская Пасха, имена Марии и Исуса также упомянуты в езидских религиозных текстах. Христиане в свою очередь позаимствовали у езидов традицию окраски Пасхальных яиц, свечи и украшение входа в храм цветами.

Ислам как самая молодая религия оказала сильное влияние на езидизм, об этом свидетельствует возведение в ранг святых у езидов многих святых Ислама – Мохаммад, Али, Хассан, Омер и др. Наибольшее влияние на езидизм Ислам оказал в период во время и после Шейха Ады.

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Main menu

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству.

Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров.

Пир (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие.

Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру.

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) Великий пост в честь Эзида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Фольклор — молитвы, сказания, песни. Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).

Издана первая книга о религии езидов

Впервые для широкого читателя вышла в свет книга о езидах, их религии и обычаях. Авторы книги, вышедшей в первом издании на армянском языке, — Роман Авдоян и Эмма Садоян.

«Езиды ранее не издавали подобных книг, рассчитанных на широкий круг читателей. В открытых источниках очень много ошибочных мнений и информации о религии езидов. Так, многие, в том числе считающиеся специалистами по древним народам, полагают, что езиды привержены религии езидизм, но наша религия называется шарфадин, а слово езидизм пошло от самоназвания нашего народа — «эзды», рассказал агентству «Благовест-инфо» Роман Авдоян.

«При создании книги мы постарались максимально просто рассказать о кастовых делениях, о значении цифр, о сущности нашей религии и обычаев. И самое главное — объяснить, что езиды верят в единого Бога, являющегося создателем Вселенной», — сказал соавтор книги. В процессе составления книги были изучены молитвы езидов, называемые «колм».

Молитвы езидов передаются духовными представителями этого народа в основном из уст в уста. Молитв у езидов несколько. Они называются «Доа», «Дрозга», «Таркин», «Шадати», «Мат и Сэна». Езиды разделяются на три касты и мирян, которых называют мридами, которым не обязательно знать все молитвы «кавлы». Их читают сугубо духовные представители езидов — шехи и пиры.

Первые молитвы в религии шарфадин восходят ко временам творения ангелов, которые в этой религии занимают особое место. Молитвы составлялись, по версии авторов книги, в священном для езидов иракском Лалише и в те времена назывались «Кавлы Марга», что в переводе с езидского означает «молитвы святых мест». Второй этап составления молитв пришелся на XII век.

Молитвы религии Шарфадин знакомят с законами, нормами морали, обычаями и обрядами, а также рассказывают и об Иисусе Христе, Ное, Моисее, Аврааме, Заратустре и Мохаммеде. Структура молитв весьма сложна. Недостаточно зубрить их, а нужно дать объяснение каждой строке.

Обязательны утренняя и вечерняя молитвы. Ранняя молитва — Шадатя сва зу — произносится с рассветом, как только человек просыпается, умывается. Он должен встать лицом к востоку, обе руки вознести ввысь к солнцу и начать молитву. Утренняя молитва завершается одним и тем же изречением — «Азиземн аз кем, то тамам». Вечерняя молитва — Шадатя эваре — произносится уже в постели. Молитва — самая важная часть духовной жизни езидов, ибо они считают, что при переходе в мир иной два ангела смерти — Насрдин и Сджадин — будут спрашивать езида о его религиозной жизни.

Далее говорится о значении чисел в религии шарфадин. Одним из сокровенных является цифра три. Так у езидов обязательно соблюдать три запрета — это запрет на брачные узы между кастами, запрет с приверженцами других религий и запрет на неуважительное отношение или оскорбление одной касты другой. Цифра три присутствует и в праздниках езидов. Перед каждым из праздников соблюдается пост в течении трех дней. И даже поминки проводятся у езидов в течение трех дней после предания усопшего земле.

Примечательно, что самоназваний у езидов также три. Авторы книги рассказывают, что в первых молитвенниках езиды называются вначале «мтхайра», что в переводе с езидского означает «я обязан (религии)», позже «адаби», означающее «закон» (езиды также называют первочеловека Адабом, как мы называем Адама) и третье имя уже «эзди», что переводится как «видеть Божий путь». Согласно шарфадинской религии, Бог имеет 3003 имени. Но в основном езиды, говоря о Боге, называют Его именем Хадэ.

Очень подробно в книге представлены и кастовые разделения. У езидов две духовных (шехи и пиры) касты и одна мирян (мриды). Авторы рассказывают об основных религиозных праздниках и обычаях. В религии шарфадин после молитв совершаются жертвоприношения. Читатель может ознакомиться также с ролью и обязанностями духовных лиц езидов, а также узнать о святынях и священных местах этого народа.

В современном мире, по разным данным, численность езидов составляет около двух миллионов человек, в основном проживающих на территории Ирака, Сирии, России, Армении, Грузии. Колыбелью своей родины езиды считают Святой Лалыш (иракская провинция Синджар, или Шангал). В августе 2014 года в местности Синджар боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ) физически уничтожили множество езидов, отказавшихся принять ислам. Более 350 тысяч езидов стали беженцами, из них 70 тысяч были вынуждены были скрываться в горах, тысячи женщин были проданы террористами в сексуальное рабство. В книге Авдояна рассказывается и о геноциде езидского народа в ходе мировой истории.

При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Проповедь епископа Иосифа Верта в Бишкеке на ингресс о. Энтони Коркорана, SJ

Секретный архив Ватикана впервые прислал документы на выставку в Москву

Новосибирские иудеи отпраздновали Хануку

Выставка, посвященная канонизированным юристам-христианам, открылась в Томске

НОВОЕ НА САЙТЕ

© 2015 «Сибирская католическая газета»,

издание Централизованной религиозной организации

Римско-Католическая Преображенская Епархия в Новосибирске

630099 г. Новосибирск,

ул. М. Горького, д. 100

© 2017 “Сибирская католическая газета”, издание римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here