Все о религии и вере - "молитва когда одолевают бесы" с подробным описанием и фотографиями.
Молитва от беса. Как прогнать лукавых духов
В повседневности, пока у нас все хорошо, мы и не задумываемся над тем, что существует мир духовных сущностей, которых называют ангелами и бесами. О последних много говорится в Священном Писании, которое просто изобилует описаниями воздействий на человека злых духов. Это можно было бы списать на средневековое восприятие мира святыми отцами, однако все не так просто. Об ангелах же рассказов очень мало, ведь они наши защитники, и совсем не обязательно знать, как они помогают. А вот бесы – это очень серьезные враги, чтобы уметь противостоять им, надо обязательно изучить методы борьбы с ними. Сам Иисус Христос на проповеди сказал, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Как же читается молитва от беса, кто может помочь в этом деле?
Как появились злые духи?
Еще до сотворения Вселенной существовал ангельский мир, и однажды самый могущественный из ангелов, которого звали Денница, возгордился и восстал против Бога. За это он был изгнан из ангельского мира. Тогда-то он и образовал свое царство тьмы, абсолютно противоположное светлому Божьему царству по своим горделивым и коварным замыслам. Он стал паразитировать в созданном Богом бытии. Как только Бог создал человека, этот злой дух стал проникать в души людей, чтобы отвоевать и расширить территорию своего владения, а также вытеснить Божью благодать. И довольно часто это ему удавалось.
Как вселяется дьявол? Бесы в человеке
По словам Антония Великого, люди сами виноваты в том, что в нашем мире так много демонизма. Демоны – существа бестелесные, но обычный человек может стать для них укрытием, принимая их искушения, волю и гадкие помыслы. Человек таким образом соглашается с этим злом. Святые отцы не говорят о дьяволе как о чем-то отвлеченном, их рассказы достаточно страшны и пугающи. Они на своем личном опыте узнали действия этих темных сил и могли познать, как противостоять им. И тут сильная молитва от беса не всегда может помочь.
Определение
Эту недобрую силу, постоянно противостоящую человеку и направленную на отвращение человека от Бога, сподвижники называли по-разному, и у нее много синонимов: Сатана (евр.) – “противник”; дьявол (греч.) – “сплетник и клеветник”; бес (слав.) – производное слово от “бояться”; демон (греч.) – “дух, ложный бог”; лукавый (слав.) – “обманщик и хитрец”; черт (слав.) – “резать, отсекать”.
В действительности на этой земле человек от Бога наделен свободной волей и сам выбирает, чью волю ему выполнять – Бога или дьявола. Святые отцы считали, что одержимость бывает двух видов. Первый – когда бес действует как вторая личность, подчинив себе личность самого бесноватого. Второй – это когда воля человека порабощена греховными страстями. Иоанн Кронштадтский, наблюдая за одержимыми, считал, что в простых людей бесы входят по их простодушию, в интеллигентных и образованных злой дух вселяется в несколько иной форме, и в таком случае с ним бороться гораздо труднее.
Борьба с грехами
Почти все люди одолеваемы страстями и имеют склонность к раздражению, а это тоже означает одержимость. Через грехи душа оказывается по бесовским воздействием. Дьявол входит в нее как болезнетворная бактерия в организм и начинает свою негативную деятельность. Чтобы не заболеть и защититься, человеку нужен сильный иммунитет. Защитой от беса является духовное совершенствование и направленность к Богу.
Спасти свою душу от нечистой силы можно, читая молитвы. Однако обычному человеку это будет не под силу, слишком самонадеянно и очень опасно вступать незащищенному в духовном плане человеку в борьбу с темными силами зла.
Многих интересует, как звучит молитва от беса. Необходимо понимать, что самому проводить такие ритуалы категорически запрещено. Надо учитывать и тот фактор, что даже не каждый священник возьмется за это дело, и то только с благословения епископа.
Вера в Бога
Бесы в человеке изгоняются молитвой, постом и, главное, искренней верой в Бога. Перед этим процессом надо исповедаться в своих грехах и причаститься. Отчитка будет под силу монаху-молитвеннику, не познавшему греха и плотских утех. Ключевой момент здесь – строгий пост. Душа же неподготовленного человека справиться с изгнанием злых духов сама не сможет. Молитва от нечистой силы в таком случае не сработает положительным образом, а результат, наоборот, может стать весьма неожиданным и плачевным.
Монах, получив наставления от старшей духовной братии, наделяется сверхъестественной силой и защитой, с помощью них он может справиться.
Молитва, изгоняющая бесов, называется экзорцистской. Надо отметить и тот факт, что 90 % людей оказались в руках дьявола из-за занятий оккультизмом. Одержимый человек может неестественно изгибаться, кричать неистовым голосом, биться в конвульсиях, нередко у него появляется такая огромная физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться. Такая реакция зачастую проявляется при виде святынь, чтении Святого Писания и молитв. Интересно и то, что бесноватые, или, как еще их называют в народе, кликуши, безошибочно определяют стакан со святой водой. Если им поднести стакан со святой водой, их сразу начинают одолевать припадки. В процессе изгнания дьявола не может присутствовать магия.
Молитва от беса
Существует такая молитва, которая называется задержанием действий дьявола старца Пансофия Афонского. Эта молитва рекомендована подвижникам благочестия для каждодневного чтения. Благословения на нее не требуется. Начинается она со слов: «Милосердный, Господи! Ты некогда устами служителя…».
Ответ на вопрос, какая молитва от нечисти помогает лучше всего, можно получить из книги, которая называется «Полный православный молитвослов на всякую потребу». Там есть раздел с молитвами «О прогнании лукавых духов от людей». Все они читаются только с благословения священника-духовника. Это молитвы: Небесным силам, св. мученикам Киприану и Иустине, псалом 67, псалом 90, псалом 102, псалом 126, св. мученику Трифону, преп. Корнилию Псково-Печерскому, преп. Марии Египетской и т. д.
Есть еще один замечательный сборник православного христианина, называемый «Молитвенный щит». Там в разделе «Молитвы об изгнании бесов» можно почитать молитвы: св. Иоанну Новгородскому, преп. Антонию Великому, преп. Иринарху Ростовскому, преп. Серафиму Саровскому и еще много самых разных молитв.
Молитва от нечистой силы должна звучать из уст человека с чистым сердцем и искренней верой, тогда, может быть, удастся достичь желаемого результата и освободить одержимого человека от страшной душегубской силы.
Молитва когда одолевают бесы
Цветник священноинока Дорофея
Поучение о помрачении души
В о время помрачения души, умственной бури и мрака, когда наступает трудное время для отшельника, очень полезна для него – и польза эта крайне велика – непрестанная молитва Иисусова. А еще рукоделие какое-нибудь с молитвой большую помощь оказывает. Или поспи в это трудное время. Но не задумывайся и не печалься, только от наносящих вред отстранись.
А во время сильного шума бесовского, когда душа страшится, следует произносить псалмы, каноны и молитву Иисусову вслух. Или еще очень полезно в такое трудное время псалмы, каноны и молитву Иисусову произносить вслух с рукоделием[69]. И чтобы ум сосредоточивался на том, что делаешь и говоришь, а им вовсе не внимал и не пугался. Ибо Господь с нами. И Ангел, хранитель наш святой, никогда от нас не отступает.
А иногда на воздухе следует освежиться, и тотчас расточатся бесы, незримо уносимые ветром.
Сильно нападают бесы на трудящегося в молитве Иисусовой. Ибо ничто так не досаждает бесам и не обжигает их, как молитва Иисусова. Крайне страшна бесам молитва Иисусова. Как огонь опаляет терние, так и молитва Иисусова опаляет бесов. И поэтому сильно стараются бесы, лукавые духи, отнять ее. В чем-либо остальном, слегка досадив, исчезают, словно дым. А если усерден в молитве Иисусовой – твердо готовься к борьбе с бесами и к тому, чтобы раны от них принимать. Словно дикие звери, нападут на тебя и изранят все тело твое.
Весьма досаждают бесы бодрствующему и усердному в молитве, ибо видят, что это оружие, разрушающее их усилия, боятся и трепещут. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.
Поучение о различных страданиях от бесов
Не следует иноку прежде длительного познания на опыте своих душевных и телесных страстей приступать к безмолвию, то есть к отшельнической жизни. Если неопытен сам и не имеет наставника. Ибо начинающий борьбу против бесов, духов лукавых, без поддержки изнемогает от них.
Несвободный еще от душевных страстей и приступающий к безмолвию подобен тому, кто бросается с корабля в пучину и надеется без бед доплыть до земли на доске.
Будем все время остерегаться и понимать, о братья, какое должны мы иметь трезвение, осторожность и рассудительность. И дом душевный стеречь непрестанно, день и ночь, всякий час. И уклоняться от всякой суеты, и лучшее избирать, находясь подле ума своего[70].
Ибо дьявол, рыча как жестокий лев, с полчищами своими, с бесами лукавыми, окружает нас и, словно город, осаждает постоянно, днем и ночью, стремясь разграбить дом души и желая расхитить богатства духовные, и душу поглотить, словно птенца. И наблюдают враги лукавые, не обнаружат ли в нас какие-либо скверные привычки и малодушие, слабость и неустойчивость. И всегда желают нас ими одолеть, словно оружием своим. И все доброе в нас непрестанно покрывают мраком. А свое, злое, непрестанно вкладывают в ум и незримо подбивают на все злое.
Природа же наша человеческая слаба и склонна к наслаждениям, к расслабленности и покою. И, словно под гору, скатывается к расслабленности. Невозможно нам не испытывать душевных страстей и не терпеть телесных страданий. Ибо хотим или не хотим, а страдаем, когда приближаются к нам бесы. А к этому прилагаются еще и природные беды, похоти, желания и страдания.
Как лист сухой дрожит на дереве от ветра, так и мы без помощи Божией колеблемся от бесов, духов лукавых, когда позволено им будет бороть нас. Пока бедствиями и скорбями не соединимся с благодатью Духа Святого.
Не можем мы твердо противостоять бесам и победить их, одолеть страсти, похоти, желания и соблазны мира сего, научиться добродетелям, достичь совершенства и спастись без страданий и болезней, щадя и жалея плоть свою. Даже и на смерть должны мы ради Христа предавать себя.
Как лютые звери, восстают бесы и вооружаются на желающих достичь совершенства и спастись. А еще нападают греховные страсти, естественные желания и болезни, и мирские соблазны. И следует нам понимать и различать бесовские прилоги страданий, тягот и искушений. Ибо бесы смешивают с естественными болезнями свои болезни, страдания и тяготы. Когда мы не понимаем и считаем их естественными, то расслабляемся.
Напускают бесы головную боль, и кажется, что весь мозг трясется и колотится, когда мы совершаем поклоны. И думаем мы, что в уме повредились. Но нет этого, нет. Это лукавый дух осмеливается войти через уши, творит козни и отягощает голову, возмущая мозг, удерживает от трудов и от поклонов, ибо это великое оружие против них. А иногда бывает головная боль, когда приближаются к нам бесы и поднимают великий шум.
А иногда, бывает, в уши нам лукавые входят и снова выходят, и тогда голова очень болит. А от рева при приближении и от входа бесов болит голова, ум омрачается, болят глаза, сердце болит и щемит, не хватает воздуха. Тогда следует выйти освежиться, и тотчас разносит их ветер бесследно, как тучу комаров.
А еще бывает, когда стоим на усердной молитве, бесы, лукавые духи, зубами скрежещут на нас с большим гамом и ополчением, как будто бы вокруг великое сборище и скопление их, шумящих и издающих сильные звуки, так что и воздух, кажется, дрожит. И крайне трудно оказывается человеку то время. Но, покрытое и завешенное ангельским покровом, становится неощутимым для него.
Бывает, иногда напускают бесы глухоту и разгорячение головы и ушей. Ибо это лукавый дух – когда по голове точно пиявка ползает, и словно бы кто дергает за волосы, и голову саднит, и едва хватает сил терпеть. А еще напускают бесы тяжелое помрачение, так что кажется, лишился ты какой-то части ума и не понимаешь, что написано в книге, и не можешь прочесть. И хотят этим отвратить нас от безмолвной отшельнической жизни. А все будет по-старому, как было и прежде, не бойся, человек, только уповай на Божью милость.
Еще напускают бесы забвение и отнимают память. Напускают бесы болезнь глаз и слепоту, словно глаза хотят выскочить вон. Напускают бесы косноязычие и болезнь языка, и губы слипаются, словно от клея, когда молимся. Напускают бесы икоту. Не такую, когда после еды отрыгивается тем, что ели и пили. Но другую – только воздухом, так что сильно болит гортань. Ибо тогда выходят эти лукавые духи. Напускают бесы боль в шее такую, словно кто-то сжимает жилы клещами. А бывает – когда подвигнем себя к стоянию, бодрости и молитве – лукавыми духами, словно мошками, полнится и кипит воздух; и сильно кричат они на разные голоса, грозя растерзать нас. И пытаются отвратить нас от молитвы, чтобы мы сели или легли, и едва отходят от нас. А иногда близ нас стоят бесы. Когда мы сидим, стоим или отдыхаем, бесы в свирели дуют и в сопелки, которые называются еще: пузырь скомороший, волынка. А душа, слыша это, одолевается ленью и слабостью, отягощением и усталостью. И как огонь, опускаемый в воду, гаснет, так и мы погружаемые в глубокий сон, тотчас засыпаем.
А иногда бес стоит и дышит на нас, и поэтому дремлем мы и спим вдвойне. А смрад от них весьма силен и гораздо тяжелее запаха псины, так что дух перехватывает. А во время бдения словно легкий зной обжигает лицо нам. Некоторые думают, будто тело иссыхает от бдения. Не от этого, нет! Но когда князь бесовский приближается.
Бывает, еще от какой-нибудь раздувающей пищи нам вдвойне тяжело и болезненно. А бывает, еще напускают бесы болезнь сердца. И стоя, и сидя, и лежа, кажется нам, будто на нити висит сердце и боится, что оборвется. И в эту болезнь чаще всего во сне погружают бесы, при отшельнической жизни, желая прогнать нас из пустыни. И у святых часто бывали такие болезни. Когда же мы полагаем, что это естественный недуг и снова предаемся сну, и ложимся на постель, считая, что из-за слабости нам нужен отдых от недуга, не понимаем мы хитрости лукавых бесов. И они, видя наше нерадение – ибо ничуть не хотим понудить себя к борьбе с их нападками – берут над нами еще большую власть, и все члены нашего тела словно ослабевают и болят. А если соберемся с силами, поднимемся и освежимся немного на воздухе, и усердно помолимся, тогда исчезнет и пропадет без следа эта болезнь.
А еще напускают бесы боль и зуд в руках. Напускают лукавые боль и зуд в ногах и ноги подгибаются, словно бьет тебя кто на правеже.
Напускают бесы сильный зуд по всему телу. Напускают лукавые тоску и нетерпение. А если хотим Бога ради понудить себя спать сидя, напускают бесы боль в сердце и головную боль, и чрезмерное отягощение.
Налагают бесы на ум горечь, огорчение и печаль во время учения, когда оно приносит пользу. А человек принимает это за гнев, и друг понапрасну расстается с другом. Но не гнев это, нет! Зависть бесовская, а не наша вина.
А когда мы чисто молимся Богу, тогда стараются бесы из зависти развратить наш ум, возмутить всячески, ввергнуть в непристойные помыслы или в потерю страха Божьего, или в какой-нибудь грех. Или взволновать чем-нибудь еще. Неприязнью или нетерпением. Или понуждают к злому. Или понуждают с места на место во время молитвы переступать, внушая мысль, что под ногами неровно. Или чесаться, или поправлять на себе одежду. Или напускают тоску.
А бывает, иногда прикасаются лукавые бесы и к тайным частям тела и подбивают на похоть, всячески склоняя к потере стыда. А когда постимся, тогда поднимают лукавые бесы боль в желудке и устраивают щемление в сердце. И напускают голод, тошноту и помрачение ума, сжимают утробу и делают тесной, а дыхание учащенным. А гортань – неспособной вымолвить слово и писклявой. Но все это делают нам, желая отнять и забрать у нас пост, ибо это оружие против них. И оружие это дает великую победу над бесами. Поэтому и стремятся бесы отнять его у нас.
А бывает, когда принудим себя на молитве стоять, тогда наводят бесы боль в ногах, погружают в дремоту и тяжкий сон. И опять же поднимают боль в желудке, пока не вынудят неопытных сесть на постель и не погрузят в глубокий сон без памяти.
Когда не заботимся о спасении своем, тогда лукавые бесы ленью и расслаблением удерживают нас. А когда устаем от непрестанного подвига, тогда лукавые враги еще больше различными препятствиями и огорчениями бесконечно одолевают, тяготами и усталостью. Всех частей нашего тела касаются и входят, и ввергают в скорбь страстных людей лукавые духи.
Да что и говорить, много вспоминая! Все подробности сходны с тем, что видел святой Макарий Великий, ходя по пустыне. Беса, вместо одежд увешанного тыквами. И нехотя открыл он святому дела свои. «Понимай, – сказал святому, – назначение сосудов, которые видишь на мне. Где какой сосуд на мне висит, из тех сосудов те места у людей и мажу. И страдают, отягчаясь. И привлекаю их к различным своим желаниям, и радуюсь их падению».
Такой уж обычай у лукавых бесов. Если видят, что кто-то всегда поучается в Законе Божьем, внимательно читает священные книги, наставляет братьев своих, или усердно слушает читающих о Законе Божьем и о спасении души, и желает помнить о грядущих благах в Царстве Небесном, о смерти и муках помнить, то препятствуют ему головной болью и делают ум забывчивым, омрачая память. Если видят бесы, что кто-то желает бессонно бодрствовать в молитвах и песнопениях, то препятствуют ему, одолевая дремотой, сном, ленью, отягощением и усталостью, и болью в сердце. Если видят бесы, что кто-то воистину желает спастись, со всевозможным усердием покоряется и, по слову Божьему, предается любви, милосердию и послушанию ради Христа и Царства ради Небесного, то наводят на такого глухоту, невосприимчивость и тяготы. И ввергают в непослушание. Если видят бесы, что кто-то голодает и жаждет, воздерживаясь, то соблазняют его различными вкусными яствами и напитками и подсылают неких людей с этими соблазнами. Ибо лукавые бесы поистине лукавы. Бедных и здоровых отягощают бедностью. Любящих удобства ввергают в различные удовольствия и подучивают посылать различные яства. Каждому человеку устраивают погибель по его характеру и привычкам.
Если видят разумных, могущественных и богатых, которые любят славу, почести и богатство, таких подстрекают бесы тщеславием, самомнением и гордыней, губят и муке предают.
А если видят глупых и невежественных, то неразумием и незнанием губят и муке предают.
Если видят бесы того, кто имеет веру без сомнений, твердую надежду и непоколебимое упование, то налагают на него маловерие, сомнение и страхи.
Если видят бесы того, кто имеет любовь, то наводят на такого ненависть, гнев и злопамятство.
Если видят бесы того, кто поступает милосердно, то одолевают его равнодушием, жестокосердием и себялюбием.
Если видят бесы того, кто хранит девство, чистоту и целомудрие, то одолевают его непристойными мыслями, нечистотою и блудом.
Если видят бесы того, кто нестяжателен и подает милостыню, то борют его сребролюбием и скупостью, любовью к вещам и стяжательством.
Если видят бесы того, кто имеет кротость и смирение, то понуждают его к вспыльчивости, раздражению, ссорам и бешенству.
Если видят бесы того, кто постится и воздерживается, то повергают его в ненасытность, объедение и пьянство.
Если видят бесы того, кто трезвится умом, то омрачают его ум мечтательностью и непристойными мыслями.
Если видят бесы того, кто имеет смиренномудрие, скромность и внутреннее самоукорение, то борют его гордыней, самомнением и тщеславием, стремлением первенствовать, честолюбием, человекоугодием и заносчивостью.
Если видят бесы того, кто ест невкусную пищу без масла и пьет пресную воду, то восстают на него и склоняют его к роскоши и лакомству.
Если видят бесы того, кто хранит молчание и безмолвие, то склоняют его к многословию. Ибо от многословия происходят клевета, осуждение, прекословие, упреки, обиды, брань, сквернословие, ложь, умопомрачение, окаменение сердца, уныние и тщеславие.
Если видят бесы того, кто памятлив, разумен и способен быть наставником, то омрачают его ум и налагают на ум забывчивость, словно завесу.
Если видят бесы того, кто во всяком деле соблюдает истину и справедливость, то наводят на него всякую напраслину, несправедливость и ложь, клевету и упреки, досаду и ропот, хулу, непослушание и зависть.
Если видят бесы того, кто исполняет, понуждая себя, и совершает непрестанные подвиги; соблюдает заповеди Христовы, предания апостолов, отеческие наставления и весь Закон; имеет постоянное мужество, терпение и силу, послушание и страх Божий, – то наводят на такого всякую напраслину, всякие страдания, всякие неудобства и нищету, беды и несчастья, болезни и раны, обиды и побои, и всяческие законопреступления, всякую несправедливость и ложь, клевету и упреки, ропот и хулу, ослушание и зависть, уныние и малодушие, и всякие печали и огорчения.
Не обнаруживают бесы последующую напасть раньше предыдущей, но одну за другой. Более слабым, ленивым и нерадивым поначалу показывают ничтожнейшие страсти и борения. А более сильным и мужественным, терпеливым и совершенным жестокие и сильные страсти и брани показывают и налагают. И если не могут удержать одними, тогда удерживают в последующих.
Когда же мы мыслим по-мирски суетно, тогда бесы не препятствуют нам и не удерживают ни от какой из мирских хитростей. Но даже поощряют нас и показывают разумными в суетных житейских премудростях. А когда начинаем помышлять о духовном, соблюдать заповеди и добродетели, тогда бесы постоянно покрывают мраком ум наш и налагают забывчивость, словно завесу, и во всем нам возражают, враждуют и борются, сопротивляются и препятствуют нам, и расстилают сети на всех путях наших, противоположные нашим намерениям.
Даже воздух полон, и вся земля кознями и сетями их наполнена. Сидят подле и ловят непрестанно всякого, желающего достичь совершенства, обрести благодать и спастись. И всячески огорчают, пока не удержат чем-нибудь. И поэтому нам, желающим достичь совершенства, обрести благодать и спастись, невозможно избежать огорчений от бесов. Ибо на их местах водворяются спасающиеся[71], и поэтому из зависти восстают они, борются и наносят всяческие болезненные скорби и тяготы желающим достичь совершенства, обрести благодать и спастись. И во всех наших добрейших начинаниях следует нам крайне понуждать себя ко всем делам добрым. А всем умышлениям бесовским, козням, сетям и огорчениям следует нам противостоять и бороться с ними. Это и есть достойное похвалы добродетельное отеческое житие, если кто борется с бесами и противостоит всем козням, сетям и умышлениям бесовским, терпит всякие страдания и напасти от бесов.
Причиняя нам всевозможные страдания, бесы стараются скрыться, чтобы не распознали мы, что это от них. Выбирают враги удобное время и напускают болезнь или страдание, или тяготу, или страсть, чтоб мы не на них возлагали вину, а роптали на время, что оно тяжелое. Тот, кто не знает о хитрости бесовской и не терпит с благодарностью, и награды лишается.
Мы же, знающие обо всем этом, должны терпеть и не подчиняться бесам, и делать свое благое дело. А если что выпадет нам из этих тягот и страданий, болезней и страстей, тогда будем стоять на твердом камне веры своей, усердно, как храбрые воины Христовы. И если страдания эти и тяготы, болезни и страсти – от бесов, то вскоре начнут ослабевать и исчезать. Если же болезни эти, тяготы и страдания – естественные, начнут усиливаться. И если поймем мы, что они от бесов, то будем противостоять даже до смерти. А если естественные, – то нет нужды насиловать свою природу.
А все причиняемые нам бесами страдания, болезни и тяготы мы в состоянии выносить и одолевать, если будем подвизаться и не лениться. Всевозможные старания, мужество и усердие, веру, надежду и упование, терпение и твердость обнаружим. Поскольку Бог сверх наших сил не попускает бесам одолевать нас, верных христиан. Если из-за гордыни, самомнения, тщеславия или других безобразных вещей сами не отступим от Бога. Но помогает нам и возвращает легкость. И попускает им Бог искушать нас только венца ради. Поэтому во всех наших добрейших начинаниях бесы только запугивают нас, угрожают и соблазняют. А кроме запугиваний, угроз и соблазнов ни на что не способны. Только будем терпеть, не расслабляясь, и не уходить из кельи, безмолвницы своей. И всецело положимся на Бога.
Отступившим же попускает Бог телесную немощь, чтоб дух их спасся, и, увидев свое отступление, обратились к Господу. А если кто противостоит всем бесовским нападкам и злоумышлениям, препятствиям и досаждениям, и прилогам всех страстей, от того бегут и бесы, и страсти. И что бы они ни замышляли и ни подносили, сопротивляйся им и раз, и два, и три, и много раз, а не покоряйся! И против злоумышлений их борись и одерживай победу! Премудростью этой и победим все их хитрости. Будем же всегда держать это в уме своем и, скрепя сердце, во всем поступать против их злоумышлений.
Некоторые неопытные полагают, что все болезни и страдания от природы, и поэтому бесы тайно одолевают их и огорчают всячески. Мы же, зная все эти их хитрости, должны твердо переносить от них. Ибо если кто не противостоит бесам и страстям, нерадит и мало-помалу подчиняется им, ничуть себя не понуждая, то не перестанут они и не отступят и с одной страстью, побеждая, и потопляя, и издеваясь. А потом склонят и к другим страстям, тиранствуя всячески. И станет он страдать от них все более тяжко, и будет побежден ими до конца, пока не сделают его заслуживающим мук. И когда покорится бесам и отдастся в их власть, тогда будет выносить от них вдвое хуже того, что Бога ради терпел.
О братья мои возлюбленные! Мудрым и поистине терпеливым надо быть человеку, желающему достичь совершенства, обрести благодать и спастись, плавая в бурном море нынешней жизни, в полном соблазнов и лжи мире века сего. В полном страданий, тяжестей и болезней веке нынешнем. Обойти крюки и сети, хитрости и злоумышления, и досаждения бесовские и не увязнуть в них. А вера, надежда и упование, страх Божий, мужество и твердость, и постоянное терпение победят все эти бесовские козни, препятствия и преграды. Ибо вселяет Господь не колеблющихся в небесный дом Свой[72]. И возводит Господь в Небесное Царство Свое закованных в мужество, терпение и твердость.
Ежедневно ищет Господь от нас постоянного долготерпения, мужества и твердой воли. И прикладывает к нашей воле Свою помощь во всех страданиях и бедах наших. И до тех пор будут страдать подвизающиеся, пока не посетит их благодать Божья. И тогда мысли очистятся, страсти тогда уменьшатся и исчезнут, болезненные страдания, скорби и тяготы облегчатся. Тогда закроется в нас доступ бесам и страстям. И благодать будет возрастать тогда изо дня в день от молитвы и поста, бдения и бодрости, слез и поклонов. И изгонит благодать Божия из нас духов. Но и тогда до исхода души своей нуждаемся в большой осторожности, чтобы по беспечности нашей не сделать что-нибудь неугодное Богу или бесы внезапно не причинили нам какой-либо вред, и не отошла благодать.
О, воистину страшны собственные похоти, желания и страдания природные, хитрости и соблазны мира сего в нынешнем веке, лукавства злокозненных бесов, бесчисленные коварства и злоумышления их! О, как избежать всех этих ловушек и нападок, страданий и болезней?! Во всех добрейших наших начинаниях, как раньше сказал и ныне снова говорю, препятствуют и противятся нам. Немного найдется людей, различающих ловушки их опасные. Только души мужественных, терпеливых и твердых, которым Бог открывает. А свирепость их такова, что, как волны морские, от века непрестанно бьющиеся о камни, постоянно нападают на нас бесы с различными страстями, искушениями и страданиями. Но, как неподвижны камни под ударами волн, так и желающие достичь совершенства, обрести благодать и спастись, не должны поддаваться ни нападкам, страданиям и болезням от бесов, ни огорчениям от людей, ни естественным желаниям, стремлениям и страданиям. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.
О том, что есть внушение Божие, а что – дьявольский прилог
Каким образом распознать, Божье благоволение в каком-либо деле или дьявольский прилог, если о добром деле две мысли: одна мысль понуждает его совершить, а другая – возражает?
Обычно дьявол закрывает истину, смешивая и переплетая доброе со злым. А истину узнавай так. Божие благоволение соединено с кротостью, уверенностью, отсутствием сомнений и душевной радостью во всех наших благих начинаниях. И не только в чем-либо добром, но и в беззакониях наших с кротостью и долготерпением ожидает от нас Бог покаяния.
А дьявольский прилог узнавай так. Обычно дьявол препятствует нам и отвращает от доброго во всех наших благих начинаниях. И если что-то возмущает ум, отталкивает от духовной тишины и страха Божьего, так что сердце тревожится и болит, будем понимать, что это дьявольский прилог и злоумышление, и отсекать его. Дьявольское всегда волнует, приводит в смятение и сомнение ум при всех наших благих начинаниях. А нежеланию сердца своего следует нам во всем доверять и размышлять, на пользу ли это желание.
Когда враг насилует ум наш помышлениями и помрачением, тогда следует нам оставить все размышления и рассуждения о деле, к которому стремимся. Мы не постигнем истины до тех пор, пока ум не очистится молитвой. Ибо когда помышления поднимаются, как мутная вода, ум наш парит, как облако, и к благим делам нечувствительна наша душа. И желающие узнать истину пусть понудят себя к долговременной горячей молитве о деле, которого непрестанно хотят и желают. Ибо во время молитвы не в состоянии дьявол скрыть подлинную истину. В это время не имеет власти лукавый дух. А делом этим испытаем мы несомненность своей веры. И таким образом не прельстимся бесовским соблазном. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter