Молитва как жанр что это

Все о религии и вере - "молитва как жанр что это" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва как поэтический жанр

Является ли поэтическая молитва совмещения двух сверх деятельности: поэтической и религиозной? Если является, то выходит, в своей молитве поэт выступает как бы в двух ролях одновременно: роли поэта как такового и в роли верующего. Соответственно, его молитва – это одновременно и обращение к Богу, и поэтический жанр. Кем себя в этот момент поэт более ощущает: художником, творцом или смиренным рабом Божьим? Совмещая эти две роли, не совершает ли поэт великое кощунство? Ведь поэзия и молитва – вещи, едва ли совместимые.

Что есть молитва? Молитва есть наше обращение к Господу, беседа с ним. Преподобный Иоанн Лествичник рассматривает молитву как способ избежания бесовского соблазна. Демоны, преследующие монаха, отвлекающие его ум на скверные помыслы, отступают перед горячей истовой молитвой: «Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет, как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных не будет поруган».

Молитва помогает избежать демонов. Поэзия же сама есть демон, имя которому – стихия. Поэзия есть наитие стихий, чара. Недаром слово искусство имеет корень «искус». «Искусство – пишет М. Цветаева, – искус, может быть самый последний, самый тонкий соблазн земли… Третье царство со своими законами, из которого мы так редко спасаемся в высшее (и как часто – в низшее!), третье царство, первое от земли небо, вторая земля. Между небом духа и адом рода искусство чистилище, из которого никто не хочет в рай». Молящийся только этого и хочет, только об этом и просит, поэту рай не нужен.

Молитва – это неустанный труд. «Надо трудиться в молитве неутомимо, ревниво, уповательно, домогаясь достигнуть, как обетованной земли, горения духа при трезвенном внимании к Богу» (преосвященный епископ Феофан, затворник Вышенский). Верующему необходимо трезвенное внимание и разумение слов молитвы. Поэт же опьянён стихиями. Состояние творчества есть состояние наваждения. «Что-то, кто-то в тебя вселяется, твоя рука исполнитель – не тебя, а того. Кто – он? То, что через тебя хочет быть». (М. Цветаева)

В чем цель молитвы? Приобщиться к Богу и достичь готовности и способности исполнять Его волю. В чем цель поэзии? «Единственная цель произведения искусства во время его свершения – это завершение его, и даже не его в целом, а каждой отдельной частицы, каждой молекулы. Даже оно само, как целое, отступает перед осуществлением этой молекулы, вернее: каждая молекула является этим целым, цель его всюду на протяжении всего его, и оно как целое – самоцель» (М. Цветаева). Молящийся думает о результате (очищение, приобщение к Господу), поэт о результате не думает, так как поглощён собственно процессом творчества. Отсюда и последствия: Гёте, не задумываясь о результате, создаёт своего «Вертера», читатель, прочитав «Вертера», идёт стреляться. Какой разительный контраст: молитва отрешает, просвещает, очищает; поэзия же не просто обольщает (и самого поэта, и читателей, они тоже под властью чары), но и погубить может (чара не отпустила – погубила). Молящемуся необходимы чистая совесть и нравственная воля, поэзия же несовместима с нравственным законом. «Художественное творчество… – необходимая атрофия совести, тот нравственный изъян, без которого ему, искусству, не быть. Чтобы быть хорошим (не вводить в соблазн малых сих), искусству пришлось бы отказаться от доброй половины самого себя. Единственный способ искусству быть заведомо хорошим – не быть» (М. Цветаева). Поэты подобны играющим детям. Если в эту игру прийти со своими человеческими (нравственными) и людскими (общественными) законами, то игра нарушится, а то и вовсе погибнет. «Привнесением совести своей – смутите нашу (творческую). Так не играют» (М. Цветаева).

Итак, поэзия – особое третье царство, управляемое своими законами, и законы эти прямо противоположны законам молитвы. Почему же обитатели третьего царства посягают на удел будущих небожителей? Почему они пишут свои молитвы? Может быть, молитва поэта – это пробуждение от чары? Наваждение иногда отступает, и очнувшегося поэта начинает преследовать совесть: одумайся, святое ли ты делаешь дело, не является ли твоя поэзия смертным грехом? Поддавшись на увещевания совести, поэт проникается чувством вины за содеянное. И тогда в отчаянии обращается к Господу: убереги меня от соблазна, отними у меня этот греховный дар во имя моего же спасения. Как будто в подтверждение этой мысли нахожу у Цветаевой: «…у поэта может быть только одна молитва: о непонимании неприемлемого: не пойму да не обольщусь, единственная молитва поэта – о неслышании голосов: не услышу да не отвечу. Ибо услышать – уже ответить, а ответить – уже утвердить, хотя бы страстностью своего отрицания. Единственная молитва поэта – молитва о глухости».

Ещё одно подтверждение – «Молитва» Лермонтова:

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С её страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далёко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей…

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Задыханье, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Бывает страх за жизнь, да такой великий страх, что от трёх строчек веет могильным холодом. Это «Молитва» Мандельштама:

Я за жизнь боюсь: за свою рабу…

В Петербурге жить – словно спать в гробу.

Для верующего молитва есть некий сакральный, мистический акт, посредством которого он может хоть на толику приблизиться к идеальному Богу. Для поэта молитва – прямой диалог с Богом. Не на равных, конечно, но поэт считает себя вполне достойным такого общения. Поэт даже иногда осмеливается не называть своего собеседника по имени (всё та же молитва Ахматовой или молитва Вознесенского из «Кары Карфагена» – имя Господа не упомянуто ни разу).

В молитве верующего непременно присутствует смирение, рождённое страхом Божьим. «Ибо страх Божий есть сам по себе постижение благоговейною мыслию и восприятие чувством бесконечных Божиих совершенств и действий» (Преосвященный епископ Феофан, затворник Вышенский).

Молитва поэта – молитва бунтаря. Он подвергает сомнению непреложные для любого верующего истины.

Как хорошо по-христиански начинает Кольцов свою «Молитву»:

Как пламя молитвы.

Что слух мой заменит?

Слезу моей грешной

– Что мне бессмертья сомнительный рай.

Но есть одно качество, роднящее молитву верующего и молитву поэта. Это беспредельная искренность, искренность на уровне откровения. Именно благодаря этому качеству любая молитва (и религиозная, и поэтическая) обладает огромнейшей силой воздействия. Именно это качество делает молитвы больших поэтов шедеврами и придаёт молитвам поэтов меньшего дарования большую выразительную силу.

Свидетельство о публикации №103073100427

я разместила ссылку на этот текст на своей страничке.

Молитва как жанр

Жанр молитвы многообразен, и поэтому появилась необходимость их изучения. Большого внимания заслуживают жанры, которые возникают в процессе развития и ведения диалогического единства. К ним относятся проповедь, молитва, объяснение, спор и т. д. Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Там же, с.332]. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.

С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [6, с.31]. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва».

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [8,Т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» [Там же]. Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.

«Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу, реализующее определенную жанровую схему, основанную на диалогической форме текста, …на вводимых в язык элементах, возвышенных и освящающих, которые могут быть связаны (хотя необязательно) с демонстрацией религиозности поэта, отражением его творческой деятельности и его сознания, обращенного непосредственно к Абсолюту». [3, с.47]. По мнению М. С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». [13, с.11]. В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идет не о переложении псалмов или молитв, как, например переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII века, большое распространение получают т. н. «подражания» молитвам. Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления» [7, с.333]. Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы. Мы обратимся к творчеству двух моих любимых авторов, лирика которых связана с молитвенным жанром, – М. Ю. Лермонтова (19в.) и А. А. Ахматовой (20в.).

Разработка урока на тему: Молитва как жанр, опубликована: 8 Янв 2012 в рубрике: Поурочное планирование

Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)

Цели урока: через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.

  • провести вектор от трагической судьбы поэта к его богатейшему внутреннему миру;
  • сподвигнуть учащихся на психологический анализ молитвенной лирики;
  • показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;
  • развивать навыки интерпретации поэтического текста;
  • передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики;
  • воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;
  • повысить уровень эмпатии учащихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок по рефлексивной технологии.

  1. Предметные: презентация (Приложение 1), сборник стихотворений.
  2. Технические: компьютер.
  3. Практические: составление плана – конспекта урока, индивидуальные сообщения учащихся.
  4. Интеллектуальные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выделение главного.
  5. Эмоциональные: эмпатия, душевное вдохновение, внутренняя радость.

Опережающее домашнее задание:

  • подготовить сообщения по самостоятельно найденным источникам о В.Лопухиной;
  • подготовить сообщение о молитве как речевом жанре;
  • подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

Основные виды работы на уроке:

  • лекция с элементами беседы, сообщения учащихся;
  • запись установочного рассказа учителя;
  • выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
  • анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать стихотворения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять план-конспект лекции учителя.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Мы продолжаем наше знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?

(Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.)

– Кто создавал молитвы?

(Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)

– Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова – но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?

(Например, стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и др.)

– В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической.

3. Примерное сообщение ученика.

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов». [4]

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. [1]

Примерные записи в тетрадях:

а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.

б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:

– Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю.Лермонтова, написанных в жанре молитвы).

– Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Учащиеся записывают в тетради тему урока. (См. Приложение 1. Слайд 1)

Определим задачи урока: (См. Приложение 1. Слайд 2)

5. Лекция учителя с элементами беседы.

Обычно стихотворения, созданные в жанре молитвы принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: (См. Приложение 1. Слайд 3).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… [2]

Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Не простит великий Бог!

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

Ученик читает стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.

– Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

(Данное стихотворение, скорее, не молитва, а рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.)

Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки. По большей части, поэт ничего уже не просит у Бога. В другой «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») он обращается даже не к Богу – Творцу мира, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница за всех грешников перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьей.

Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (См. Приложение 1. Слайд4)

История создания стихотворения.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

(На экране проецируются портреты М.Ю. Лермонтова и Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини). (См. Приложение 1. Слайды 5,6).

Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева.

Анализ стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

В тексте стихотворения содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. («Теплой заступнице мира холодного». Отметим игру антонимов: эпитет «холодный» – дань романтическому сознанию, равно как и позиция лирического субъекта – «безродного странника». Не сразу поэт открывает нам, о чем же он, собственно, просит (прием растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики). Только во 2-ой строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины.

– С каким пушкинским стихотворением созвучна лермонтовская «Молитва» («Я вас любил…»)

– В чем сходство и различие этих произведений?

(У Лермонтова здесь нет никакой жертвенности: он желает героине не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что очень важно – «покойной» старости.)

– О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?

(Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:

В последней строфе даже смерть рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.)

Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы. С точки зрения Лермонтова, только в этом случае человеку обеспечено естественное и спокойное пребывание в земном мире. Косвенным свидетельством такого натурального порядка служит необычное для поэта употребление эпитетов в их прямых предметных или эмоционально устойчивых значениях: молодость светлая, старость покойная, час прощальный, утро туманное, ночь безгласная, ложе смерти печальное. [2]

Все это касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе его трепетную мольбу за «деву невинную». В его стихе все живет и меняется вместе с его чувством: окраска слов и звуков, ритм. Мы уже заметили антонимичные противопоставления в 1-ой строфе, необычные эпитеты.

– Проследите за «одеждой» слов – звуками. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?

(Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у». Здесь во 2-ой строфе – 15, в 3-ей – 13, в 4-ой – 13 раз повторяется этот звук. Он помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы. (Ср. звуковой фон стихотворений «Нищий», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим им тест. (См. Приложение 1. Слайд 7).

– Обратите внимание на лексический строй речи.

Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»

-Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения? (См. Приложение 1. Слайд 8).

(Ритмические перебои в движении четырехстопного дактиля (имеются в виду сверхсистемные ударения) почти зримо отражают колыхание пламени свечи перед иконой, «яркое сияние» которой служит герою страннику поддержкой в его простой молитве).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим тест. (См. Приложение 1. Слайд 9)

Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления от этого произведения.

Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?

Сопоставьте стихотворение “Молитва” (“Я, матерь Божия, ныне с молитвою. ” с другими “Молитвами” Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического “я” все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. [3]

  1. Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
  2. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И, Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
  3. Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
  4. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Оценка 4.9 проголосовавших: 15
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here