Молитва хор мальчиков

Все о религии и вере - "молитва хор мальчиков" с подробным описанием и фотографиями.

Петь, молиться, радоваться. Детский хор Киево-Печерской Лавры

Человеческий голос – совершенный музыкальный инструмент, который способен вызвать как грусть, так и улыбку. А когда поют дети, удержаться от эмоций невозможно. Кое-кто из воспитанников детского хора Киево-Печерской Лавры начал петь раньше, чем научился говорить, но чтобы достичь мастерства, работают они как взрослые. Репетиции, которые проходят в одном из корпусов монастыря, длятся по несколько часов.

Дети удобно устраиваются в мягких креслах актового зала. Сначала кажется, что они – маленькие зрители, которые пришли на концерт или спектакль. Но вдруг детвора встаёт и начинает петь. Петь молитву. С этого начинается каждая репетиция детского хора Киево-Печерской Лавры. Большинство детей поют в хоре со дня его основания. То есть уже больше четырех лет.

Антон Курмико, хорист: «Сначала, когда хор только рос, мы были в маленькой, возле храма, часовне и там пели, а потом Владыка Павел нас услышал и перевёл сюда».

Самым молодым хористам — по шесть годиков. Старшим — четырнадцать. Всего в хоре поют 45 детей. Чтобы голоса звучали безупречно, приходится заниматься трижды в неделю. Каждое занятие длится два часа. Детей, желающих присоединиться к церковному хору, много. Ведь музыкальные уроки бесплатны. Впрочем, по словам регента Татьяны Войцеховской, ее воспитанники достигли определенных высот в церковном пении. Например, поют трёхголосием. Новичкам такое не по силам. Маленькие, но опытные хористы, подтверждают:

Илья Войцеховский, хорист: «Тексты запоминать – это не так уж и тяжело, но вот мелодию – намного тяжелей».

Все дети приходят сюда по собственному желанию. Без принуждения. Прежде всего, они учатся исполнять песнопения Божественной литургии. А это дело нелегкое. Овладение новым материалом может длиться около месяца. И, конечно, талантливые хористы закрепляют уже изученный музыкальный материал. Как в школе. Говорят, занятия очень нравятся!

Анастасия Малишевская, хористка: «Мне очень интересно петь, особенно новые какие-то произведения».

Анастасия Приходько, хористка: «Просто, когда поешь литургию, – душа успокаивается, если тебя что-то тревожило – ты понимаешь, что Господь поможет всегда и ангел-хранитель охранять тебя будет».

Татьяна Войцеховская гордится своими воспитанниками. Говорит, церковное хоровое пение – еще и составляющая воспитательного процесса.

Татьяна Войцеховская, регент детского хора Киево-Печерской Лавры: «Они находят здесь ту частичку общения, которого им не хватает. Они видят, что много людей таких, как они, что можно молиться перед едой, молиться после еды, перед началом учёбы. И в этом ­ничего странного. Ходить каждое воскресенье на литургию — оказывается, не мама с папой заставили, а это душевная необходимость, и какое для них счастье, что они могут принимать в ней участие и петь».

Хор неоднократно принимал участие в детских фестивалях, выступал на многих православных праздниках. Услышать эти ангельские голоса очень просто: каждое второе воскресенье месяца коллектив поет Божественную литургию в Киево-Печерской Лавре.

Георгий Свиридов – Песнопения и молитвы

Киевский камерный хор “Кредо”, Дирижёр – Богдан Плиш Георгий Свиридов – Песнопения и молитвы – Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки

Камерный хор Смольного cобора Концертный зал

Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки

Камерный хор Смольного cобора

Художественный руководитель и дирижер – Владимир Беглецов

Концерт №7 «Слава во вышних Богу»

Фрагменты Литургии святого Иоанна Златоуста, op. 41

Слава и Единородный Сыне

Причастный стих «Хвалите Господа с небес»

«Не кукушечка во сыром бору» слова Николая Цыганова

«Без поры да без времени» слова Николая Цыганова

«Что смолкнул веселия глас. » слова Александра Пушкина

«Ночевала тучка золотая…» слова Михаила Лермонтова

«Соловушко» слова Петра Чайковского

Текст оды целиком и бесплатно:

01 Господи, Спаси Благочестивыя

03 Господня Земля

04 Песнь Очищения

05 Царь Славы – Странное Рождество Видевше

06 Рождественская Песнь

07 Странное Рождество Видевше

08 Достойно Есть

09 Приидите Поклонимся

10 Слава Пресвятой Троице – Неизреченное Чудо

11 Господи, Воздвигни Силу Твою

12 Моление Святому Апостолу Иоанну Богослову

13 Тайная Вечеря

14 Предательство Иуды

15 Слава И Алилуйя

16 Неизреченное Чудо – Се Жених Грядёт

17 Се Жених Грядёт

18 Помилуй Нас, Господи

19 Молитва Слепого

20 Слава (Монастырская)

21 Покаяние Блудного Сына

23 Величание Богородицы – О, Всепетая Мати

Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки Камерный хор Смольного cобора

Другие классные песни

  • Молитвенное правило Вечерние молитвы

Обратите внимание ещё на эти видео

Все комментарии на сайте (0)

Добавить сообщение

Требуют оценки

Стоит прочитать

  • 20 December 2016 – 37907 просмотров

АЯТ АЛЬ КУРСИ [Сура аль Бакара 255] перевод смысла на русском языке

  • 20 December 2016 – 17796 просмотров

    Звучание Корана 2:255 Аят “Аль-Курси”

  • 17 December 2016 – 15926 просмотров

    Теннис – US Open – Побьет ли Джокер козырного туза?

  • 17 December 2016 – 15562 просмотров

    Учителя (Пора наступает осенняя)

  • 18 December 2016 – 14138 просмотров

    как петь самую быструю часть песни Eminem – Rap God

  • 3 January 2017 – 13832 просмотров

    Венский хор мальчиков. То пение, что вечная молитва…

    На их концертах не прячут слёз, не разговаривают и, кажется, перестают дышать… Там человек остаётся один — один среди сотен и тысяч людей, лишь с собой и Богом… Это и высшее наслаждение, и тяжёлое испытание.

    Всемирно известный Венский хор мальчиков (Wiener Sängerknaben) ведет свою историю с конца XV века.

    Во славу Империи!

    Официальную дату основания Венского хора мальчиков относят к 1498 году и указу австрийского эрцгерцога, императора Священной Римской империи Максимилиана I (Maximilian I) о создании придворной капеллы, в состав которой вошли шесть мальчиков-хористов. Появление «ангельской капеллы» было приурочено к переезду имперского двора в новую столицу — из Инсбрука в Вену. Эрцгерцог всеми силами желал представить факт переезда как освящённый и предопределённый самими небесами к величию и вечной славе империи.

    На протяжении последующих четырёх столетий детский хор был непременным участником придворных концертов и песнопений, сопровождающих церковные службы. Традиция жива и поныне: Венский детский хор и сегодня − истинное украшение воскресных богослужений в Хофбургской капелле (Hofburgkapelle).

    Чтобы познакомиться с волшебными юными голосами, в Вену приезжали специально, преодолевая океаны и тысячи километров суши: вплоть до конца XIX века Венский хор мальчиков, численный состав которого не превышал двух десятков человек, можно было услышать, лишь будучи приглашенным к императорскому двору. Красоте голоса юных певчих соответствовал и их наряд: шитые золотом придворные мундиры сменяла богатая военная форма, дополненная украшенным драгоценностями кинжалом. И ангельское пение, и блеск одежд должны были служить величию Габсбургской монархии.

    В конце 1919 года, после распада империи, одежду певцов сменили: теперь, чтобы максимально разделить в сознании слушателей монарший двор и мировую гордость Вены, мальчиков нарядили в строгую, но всё же весьма демократичную морскую форму, к которой непременно полагались брюки клёш и бескозырка.

    Всякому таланту предшествует Учитель

    Необыкновенным певцам всегда соответствовали и их учителя. В течение пяти веков истории хора с ним работали такие грандиозные мастера, как нидерландский композитор и органист, автор мотетов и месс Хенрик Изаак (Heinrich Isaac), австрийский композитор и скрипач Генрих Бибер (Heinrich Biber), чьи произведения способен исполнять редкий музыкант, композитор и теоретик музыки Иоганн Йозеф Фукс (Johann Joseph Fux) и, конечно же, гениальный Вольфганг Амадей Моцарт!

    Хор стал «колыбелью» для многих известнейших музыкантов, чей талант был тут выпестован и получил дальнейшее развитие в самостоятельной творческой деятельности. Среди них композиторы Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) и Карл Целлер (Carl Adam Johann Nepomuk Zeller), дирижёры Феликс Йозеф Мотль (Felix Josef von Mottl) и Ганс Рихтер (Hans Richter) и многие другие. Специально для Венского хора мальчиков в разное время писали Вольфганг Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) и Антонио Сальери (Antonio Salieri), Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Ritter von Gluck).

    Посланцы Бога

    Двадцатые годы прошлого века ознаменовались для Венского хора чередой тяжких испытаний, творческих исканий и побед, взлетом популярности во всех частях света. После распада империи и провозглашения республики, детский хор не был взят на государственное обеспечение и имел реальные перспективы быть распущенным.

    Решающую роль в сохранении коллектива сыграл Йозеф Шнитт (Josef Schnitt) – дирижер и руководитель взрослого хора, настоятель Императорского собора. Именно он в 1921 году обеспечил детскому хору статус частной структуры, а пятью годами позже организовал продолжительные кругосветные гастроли, принесшие Венскому детскому хору мировую славу. В течение года хор выступил в Берлине, Праге, Цюрихе. В 1928 году «пение ангелов» услышали Афины и Рига, а в 1929 счастливыми свидетелями высокого искусства стали Франция, Испания, Дания, Швеция и Норвегия. В 1932 году состоялось первое турне по Соединённым Штатам, 1934 год — Австралия и Новая Зеландия, 1936 год — Южная Америка. Увидеть лица ребят, поющих в это время в хоре, можно в фильме 1938 года «Без ума от музыки» («Mad About Music»), в котором 15-летняя Дина Дурбин исполняет Ave Maria в сопровождении Венского хора.

    Во всех частях света теперь уже во славу Божию звучали реквиемы и церковные мессы, произведения венских классиков, даже детские оперы и народные австрийские песни. И пусть большую часть программы составляли произведения религиозные — слушатели, относящие себя до того к разным вероисповеданиям, конфессиям или не относящие ни к чему вовсе, замирали в немом восторге и пламенной душевной молитве Создателю — единому и непостижимому, и в сердце каждого рождалось удивительное чувство Веры — в добро, красоту, в высокое предназначение мира и себя в нём…

    Гастрольная практика, ставшая с тех пор традиционной, существенно расширила исполнительский репертуар, сделав его привлекательным для представителей самых разных социальных, культурных, этнических слоев мирового сообщества. Сегодня хористы дают в среднем 300 концертов в год, их приглашают в лучшие концертные залы всех частей света. В 1970 году публика услышала в исполнении венского хора мальчиков песни «Биттлз», а 2002 год ещё увеличил число поклонников коллектива: был выпущен первый компакт-диск современной танцевальной и поп-музыки, исполненной хором. Для обработки выбрали песни Мадонны (Madonna Louise Veronica Ciccone), Селин Дион (Celine Dion) и Робби Уильямса (Robbie Williams).

    Но вернёмся к середине ХХ века. Не всё просто складывалось в судьбе коллектива: в 1939 году, в результате аншлюса, Австрия входит в состав Германии, тогда уже управляемой нацистами. Руководитель хора за отказ от сотрудничества с партией власти уволен. На место Йозефа Шнитта приходит Фердинанд Гроссман (Ferdinand Großmann) — величайший педагог и самоотверженный служитель искусства. Ради сохранения хора он соглашается, чтобы дети выступали со свастикой на рукаве. Этот поступок достоин не осуждения, а лишь восхищения перед человеком, живущим не единым днём, а веками и вековыми ценностями. Гроссман был абсолютно уверен, что война закончится разгромом фашистов, и его подопечные споют величайшее восхваление миру и добру… Его мечта почти исполнилась: дети не пострадали, но к концу Второй мировой хор всё-таки был распущен. В 1948 году хор возобновляет деятельность. Как ознаменование мира…

    Хор сегодня

    Современный Венский хор мальчиков − 96 детей от 10 до 14 лет, проживающих и обучающихся в переданном хору в 1948 году дворце Аугартен (Augartenpalais). Будущие хористы еще в дошкольном возрасте тщательно отбираются опытными педагогами, затем, в статусе кандидатов, получают классическое музыкальное и начальное общее образование. Став полноправным членом хора, каждый ребенок зачисляется в одну из 4 относительно автономных хоровых трупп, созданных для удобства концертно-гастрольной деятельности.

    Официальный сайт Венского хора мальчиков охотно предоставляет информацию о предстоящих выступлениях хора и месте их проведения, о возможности приобретения билетов на концерты. А лучшая визитная карточкой хора − смеющееся детское лицо мальчишки, одетого в матросский костюмчик, и чистый, звонкий детский голос.

    Венский хор мальчиков. То пение, что вечная молитва…

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга → Внуши, боже, молитву мою 2007

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Внуши, Боже, молитву мою

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – С вышних призирая

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Концерт для хора №21

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Концерт для хора №18

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Exultate Deo

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Salve Regina

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Psalm 112

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Il est bel et bon

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – An dachts Jodler

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Glocken der Heimat

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Il bete an die Macht der Libe

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Парадный марш

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Однозвучно гремит колокольчик

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Дороженька

    Хоровая студия мальчиков и юношей С-Петербурга – Внуши, боже, молитву мою – Хвалите имя господне

    Музыка 2016

    Добро пожаловать в мир музыки. Сайт создан для простого поиска нужных песен и артистов, чтобы вы могли скачать себе на мобильный или планшет любимые песни и послушать музыку на сайте. Все максимально упрожено для пользователя, Ведь чем проще скачать музыку и песни, тем лучше наше внутренне настроение и позитивный настрой.

    Слушать Молитва о духовном отце (сл. и муз.С. Копылова) с Детским хором мальчиков

    Все песни принадлежат их законным владельцам.

    Использованы материалы найденые в сети интернет.

    Обсуждения

    "ПОЙТЕ БОГУ РАЗУМНО" (полезная статья)

    20 сообщений

    мало что понимающий, в страстях, поврежденный миром, расстроенный какими-то

    обстоятельствами. ХОР ДОЛЖЕН ПЕТЬ ТАК. ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК, ПРИДЯ НА СЛУЖБУ, ОЩУТИЛ ДЕЙСТВИЕ БЛАГОДАТИ МОЛИТВЫ, ЧТОБЫ ОН УМИЛИЛСЯ ОТ ПРОНИКНОВЕННОГО, ГЛУБОКОГО ПЕНИЯ. Речь идет не о внешней красоте – красиво и светские хоры поют, а именно о благодатности пения.

    молился и тем самым других подвигал к молитве. Это одна из основных задач певцов и,

    начинают молиться, потому что через пение передается молитвенный дух. Особенно это нужно в наше время, когда в церковь приходит много новых людей.

    приди в храм и послушай, как идет служба. Конечно, влияют разные обстоятельства – нет

    певчих, мало прихожан. Но это внешнее. А главное – отношение к службе, любовь к

    богослужению – проявляется во всем. Это видно даже из того, как расставлены иконы,

    насколько чисто в храме. Но особенно это проявляется в богослужебном пении. Если игумен

    или игумения монастыря любит службу, каждый день в храме – соответственно обращает

    внимание на клирос, на то, чтобы пели и читали лучшие, ведь Богу надо отдавать лучшее. Как

    правило, певчие, которые могут хорошо молитвенно петь, способны нести и другие важные

    послушания в монастыре. Если на первое место ставится служба, то певчий, который мог бы

    быть поставлен на другое послушание, будет снят с него, ради благолепия службы. И

    настоятель будет стараться, чтобы вообще все, находящиеся в монастыре, были на службе.

    Если на это обращается внимание – то духовная жизнь движется, больше людей начинает ходить в храм. Ведь самое главное – служба, когда братия или сестры вместе, единодушно молятся Богу. Господь будет благословлять это дело, посылать средства и устраивать все остальное, потому что совершается самое главное. Помню, когда открывалась Оптина, владыка Евлогий так радел о богослужении, что, хотя братии вначале было немного (20-30 человек), было два клироса. На всех службах – и будничных и праздничных! Поэтому обидно бывает, когда приходишь в монастырь, особенно в женский, где много сестер, и видишь на клиросе всего несколько человек. О двух клиросах тут уже речь не идет. А ведь в любой обители, особенно в такой уединенной и пустынной, как Кожеезерский Богоявленский монастырь, самое большое утешение – это служба. Не какие-то внешние, мирские утешения – будь то трапеза или дивные северные красоты лесов и озер – а богослужение.

    должен вести духовную жизнь, осознавать, что служит Богу, понимать, как надо Богу служить.

    Клирос – это помощники священника. Недаром клиросы с древности устраивали на амвоне, перед алтарем, а называли «крылос», т.е. крыло алтаря. Два крыла – правый и левый клирос

    молитвы. Во многих монастырях, например, в Иосифо-Волоцком, существовали певческие

    корпуса. Что это означало? Особые привилегии? Нет! Просто в монастырях понимали, что от

    пения, чтения во многом зависит дух в храме и обители, то, какая будет служба.

    Иоанн Кронштадтский, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Иосиф Волоцкий, свт. Феофан

    Затворник и др. Надо стараться прежде всего молиться – это первое условие, иначе пение

    человек, много лет поющий на клиросе, не знает, не понимает общего хода службы, не помнит

    слов важнейших песнопений, т.к. не вникает в то, что поет.

    противится, а смиренным дает благодать. Человек, который находится в несмиренном,

    раздраженном состоянии, не сможет правильно молиться Богу, петь и читать благодатно. Когда

    же человек смиряется, душа его устремляется к Богу – он с любовью относится в первую

    очередь к богослужению, к регенту, к тем, кто рядом с ним поет.

    Почему во все времена монашеское пение считалось образцом? Иногда приходиться слышать

    такое мнение: в монастыре, мол, хорошо поют от навыка, потому что поют каждый день. Нет,

    не только и не столько поэтому. Ведь много хоров, которые часто поют, те же приходские

    хоры. Но монашеское пение всегда отличается, особенно когда слышишь пение старых

    монашеских школ, монахов, которые прошли гонения за исповедание своей веры. Миряне ни

    читать, ни службу вести как монахи не могут. Почему? Потому что только смиренный человек,

    посвятивший всю свою жизнь Богу, может хорошо, правильно петь. Чем выше смирение, тем

    выше, духовнее пение. Ну и, конечно же, многое дает благословение Божие на монашество.

    слушается, скажем, отказывается трудиться на других послушаниях. И наоборот: трудящийся

    человек будет петь благодатно. Например, если монастырский певчий работает физически –

    колет дрова, печет просфоры, хлеб – он еще и на этих послушаниях смиряется, значит, он

    будет более отзывчивым в пении, будет лучше чувствовать регента.

    губительное для молитвенного пения явление, как читок. На музыкальном языке читок – это

    пение стаккато, художественный прием, который используется в основном в светских

    произведениях для создания определенного образа: например, с его помощью можно передать

    звуки дождя, стучащего по жестяной крыше, телеги, едущей по каменистой почве.

    В церковном пении читок на слух воспринимается как нарочитое подчеркивание каждого слога:

    «Гос-по-ди-воз-звах-кТе-бе-у-слы-ши-мя». Похоже на то, как танцуют чечеточники, или даже

    просто как каблуками стучат в пляске. Но в церкви – какая пляска может быть? Стихиры на

    «Господи воз-звах» по смыслу совершенно другие: человек молится, чтобы Господь его

    услышал. А как он может молиться под чечетку, когда фразу дробят на слоги? Человек пришел

    в храм – и вдруг слышит такое пение. Он же не будет так читать дома, когда он

    действительно в молитвенном расположении. А почему в храме так надо делать – не понятно.

    Люди, конечно, терпят, не уходят из храма.

    и не православные. Именно они приводят к тому, что певчие поют дергано. С этим регенту

    надо бороться, такое пение не отвечает смыслу молитвы. А этот читок сейчас еще и

    насаждают, преподносят как нечто древнее.

    приемами (стаккато, дерганием) – а внутренним содержанием. Надо молиться и вникать в смысл

    того, что поешь, и он тебе подскажет. А читок – это искусственный прием, почти всегда

    мешающий вникнуть в смысл песнопения, сосредоточиться на молитве. Церковный хор может им

    пользоваться только на спевках, например, чтобы выровнять ритм или собрать хор воедино. На

    богослужении читок неприемлем, так как он чужд смыслу молитвословий.

    монастырях. у женщин устроение более тонкое, нежное, в их устах читок звучит ужасно, это

    просто разбивает молитву. А зачем это делать? Пойте просто. Известно выражение прп.

    Амвросия Оптинского: «Где просто -там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

    страстное чтение и пение. К сожалению, в нынешней ситуации люди нередко годами продолжают оставаться новоначальными и не понимают, что нельзя в чтении и пении навязывать другим свои чувственные излияния, которые, как правило, наполнены страстями. Когда человек читает или поет, он должен сам вникать в смысл, но ни в коем случае никого другого не поучать. ЦЕРКОВНЫЕ ПЕВЧИЕ И ЧТЕЦЫ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НЕ ВЫДАВАТЬ ЗА МОЛИТВУ СВОЮ СТРАСТНОСТЬ.

    «подъездами», не контролируя себя. А в монастырском хоре должны быть слышны не мужские или женские голоса, а монашеское, ангельское пение. Мне доводилось слышать хорошие сестринские хора, которые поют и аккуратно, и благодатно. Один из таких хоров – в Покровском монастыре г. Золотоноша. Я попал туда на Богоявление в 1991 году. Эту службу никогда, наверное, не забуду. Чувствовались монастырские традиции, преемственность, молитвенность и торжество праздника в духовном пении хора. Регентом была ныне почившая монахиня Мардария, человек духовный, из числа старых монахинь, и это передавалось певчим. Она вела хор не столько руками, сколько голосом, задавая духовный тон.

    ничего не выделяя специально. Не надо интонацией или нажимом голоса что-то доказывать,

    разъяснять молящимся. Поют, например, «Помышляя день страшный» перед Великим постом и

    выделяют: «су-удно-го дня», «стра-ашного дня» – как бы пугают. Это неуместная

    концертность, театральность, присущая католичеству. Вместе с тем не должно возникать

    автоматизма в чтении. Молитва должна быть живым предстоянием перед Богом, обращением к

    Господу Иисусу Христу, или Святому Духу, или Богу Отцу, или Ангелу-хранителю, или святым.

    Только внешне не надо этого показывать: чем больше ты будешь скрывать свои чувства,

    стараться, чтобы никого не смутить своими сердечными излияниями, тем больше такая молитва

    будет передаваться другим людям, тем полнее души молящихся будут воспринимать ее. А внешне никаких выделений не должно быть – чтение и пение должны литься ровненько, как ручеек, или как бисер нанизываться на нитку. А певец или чтец при этом должен все глубже и глубже молиться. Это зависит от скромности: чтец должен понимать, что кому-то неприятно слышать твои чувства. Надо бояться помешать молитве другого человека своими страстями,

    выражающимися в голосе. Ведь среди молящихся есть люди гораздо выше духовно и им тяжело

    будет молиться под страстное чтение или пение.

    выставлять себя – стыдно. Приятное, располагающее впечатление производит человек скромный, даже если он молчит, на него обращают внимание.Так же и в чтении, пении. Вот один из примеров неправильного отношения к чтению, пению. Пришел в храм человек, из числа

    страстных людей (они себя обычно считают добрыми, духовными). И ему очень хочется петь. А

    петь он, на самом деле, по сравнению с другими людьми, не умеет. Но этого он даже не

    замечает. Он начинает подпевать вместе с хором – у него, видите ли, душа поет. А нужно ли

    его пение другим? Может быть, он мешает, даже ранит кого-то своим пением. Но такой человек

    и не думает об этом, а если кто-то делает ему замечание – обижается.

    монастырском хоре все должны петь как один, слаженно. Особенно это важно при знаменном

    пении. Когда поют гармонией, в три-четыре голоса – у страстного человека больше

    возможностей выделиться из общей массы, показать свой голос, его красоту. А когда при

    знаменном пении все поют в один голос, особенно если поют идеально чисто и ритмично – уже

    не слышен тембр отдельного человека, благодаря которому мы узнаем, кто поет, говорит.

    Допустим, десять человек поют одну ноту. Если они будут петь как нужно, что называется в

    унисон, то тогда оттенки каждого голоса будут сливаться. И будет ощущение, что поет один

    человек с голосом удивительной силы и красоты. Если же кто-то попробует выделиться – он

    только испортит пение, это будет как выплеск из общей массы. То есть в знаменном пении все

    должны идеально слышать друг друга. И тогда унисонное пение начинает звучать как богатый

    колокол. Известно, что колокол звучит обертонами: есть основной тон, от него отходит

    обертон, потом еще один и т.д. У хороших, богатых колоколов много обертонов, которые

    усиливают и дополняют друг друга: чем больше этих обертонов, тем красивее звук. Такое же

    явление происходит при одноголосном пении.

    человека молиться. Регентская работа на спевках заключается не только в изучении распевов,

    гласов, песнопений, но и в том, чтобы разъяснять смысл песнопений, расшевеливать сознание,

    так чтобы певчие, вникая в смысл, благоговейно относились к исполня-емому, осознанно

    молились во время службы.

    да, этот человек потому так и регентует (поет), что у него образование консерваторское».

    Это заблуждение. Конечно, образование тоже играет роль, его не так легко получить – для

    этого нужны таланты от Бога. Но не это главное. Светское музыкальное образование дает

    знания – но не дает благодать. Священнику тоже надо заканчивать семинарию, чтобы стать

    священником. Но главное качество любого духовного человека – священника, монаха, регента –

    то, чтобы он был верующим, чтобы он благоговейно, со страхом Божиим совершал свое дело,

    любил Бога и людей. Это самые основные качества – евангельские. Конечно, лучше когда

    человек и образован, и верующий. Певчие церковного хора тоже должны иметь определенный

    профессиональный уровень, чтобы пение было чистым, аккуратным, но главное – они должны

    молиться. Даже у опытного регента неверующий певец, пусть и с хорошим голосом, не сможет

    петь, как нужно. И наоборот: в Оптинском скиту в хоре пел всего один брат с музыкальным

    образованием, а остальные его не имели. Но даже в знаменном хоре Троице-Сергиевой Лавры,

    где все певчие были музыкально образованы, я не мог добиться той силы и глубины пения,

    которые были у простых певчих в Оптине.

    так, как это делает правильно, в духе живущий монах. Поэтому вызывают недоумение случаи,

    когда в современных монастырях для обучения монашеских братских и сестринских хоров

    приглашаются оперные педагоги. Чему может научить светский певец монаха? Вокальной

    постановке голоса? Приведу такой показательный пример. В 1987 году в Греции проходил

    конкурс знаменных хоров. Туда поехал сводный мужской хор Московской консерватории и

    хорового училища и – по признанию близко знакомых мне участников хора – с треском

    провалился. Можно представить, насколько бледно звучало одноголосное значменное пение

    всенощного бдения в исполнении 30-40 профессионалов на фоне греческих знаменных хоров, где духом пели верующие люди, возможно, монахи.

    уходит много сил и времени: главное, чтобы хор пел молитвенно. А певчие, регенты

    недуховные не понимают о чем речь, гонятся за красотой разнообразием. Что отличает

    церковный хор от светского? Молитва. Когда нет этого понимания, тогда в репертуаре хора

    появляются всякие концерты, партес, пение на греческом. А люди, пришедшие в храм,

    вынуждены терпеть неразумие регента.

    способствует молитве и соответствует святоотеческому православному преданию, то этого и

    надо держаться; если что-то в пении и чтении мешает молитве – то зачем это нужно?

    лишь бы спеть что-нибудь «новенькое» к празднику. Пусть все будет просто, но без запинок,

    чтобы певчие не отвлекались от молитвы на ноты. Нельзя превращать храмовую молитву в

    cпевку! Время для спевок нужно находить, отказываясь от второстепенных занятий ради

    чтобы певчие осознавали, о чем они поют, какой праздник прославляют: если это Пасха – то

    торжественно, ликующе, в пост – строгое покаянное пение. А то иногда приходится слышать в

    пост какую-нибудь совершенно несоответствующую по характеру, веселенькую «Господи,

    «Единородный Сыне», «Херувимскую», «Милость мира», «Достойно есть» на греческом,

    латинском, сербском или грузинском, иногда это делается на протяжении ряда лет. Одно дело,

    если в храм приехали гости: например, на службе стоят грузины (пускай даже один) и хор

    спел по-грузински «Святый Боже». Думаю, все отнесутся к этому с пониманием: оказали любовь

    приезжему, дали ему возможность помолиться на родном языке, порадовались за него. Но

    нельзя же из-за этого каждый день служить на грузинском или петь на греческом потому, что

    ты побывал на Афоне.

    это было богослужение, на котором присутствовало много народа. Спрашиваю: «А много ли у

    вас греков в храме?» Оказывается, ни одного нет. «А почему поете на греческом?» – «А потому что нравится греческое пение». Спрашивается, а почему 300 человек должны стоять, не понимая службу? Потому что так хочется регенту? Это пример неразумия, несмирения и нелюбви

    к людям. К тому же, у нас не могут петь греческие песнопения так, как греки, потому что

    разные культуры, разный дух: у греков огненное пение, а в русском пении – такая глубина,

    мир. Надо помнить и о том, что Греция, даже Афон – это все-таки не рай, не следует

    безоговорочно принимать все идущее оттуда. Для воспитания молитвенного духа по образцу

    высокодуховных греческих монастырей нужно избирать лучшие образцы, такие, например, как

    «Агни Парфене» в исполнении монахов монастыря Симонопетра, записи Литургии старостильного монастыря Киприана и Иустинии, афонского монастыря Эсфигмен. Удивительно то, что поклонники византийского пения нередко не отделяют хорошее истовое греческое пение от мусульманизированного. Ведь Византия половину тысячелетия находилась под мусульманским (турецким) игом, во время которого попиралось все православное. Это наложило отпечаток на их культуру. В 1990 году в аннотации к диску П.А. Драгослава, исполнителя сербских церковных песнопений, я читал, что он исполняет расшифрованные сербские распевы XV-XVI вв., очищенные от мусульманских наслоений ведь сербы также сотни лет жили под

    мусульманским игом). Этим мне прежде всего и близки сербские распевы в исполнении

    Драгослава – тем, что они очищены от чужеродного влияния. К тому же он, как известно,

    человек с истинно православной душой, подвижник, горячо любящий свою Родину. Георгий

    Поличенко (администратор хора «Древнерусский распев») рассказывал мне, что когда Драгослав останавливался у них, то очень строго постился, сокрушался до плача о судьбе Сербии. Поэтому у него и распевы такие, берущие за сердце и за душу.

    петь вообще никакие авторские произведения. Мало ли что человек по страсти :зоей сочинил.

    Сейчас при выборе репертуара регент должен иметь большую чуткость: от пения не должен

    страдать ни один истинно верующий человек (речь не идет о болящих страстных). Хор не

    должен пением раздражать других людей из-за того, что поют на непонятном языке, поют

    страстно или сбиваются. Нарушается закон любви, который Господь заповедал.

    Гармония – это пение, благословленное Церковью и старцами: известны оптинские,

    киево-печерские, глинские, зосимовские, саровские, семиозерские, лаврские и другие

    гармонические монастырские распевы и удивительной красоты подобны, коими пользовались и

    пользуются сейчас большинство монастырей. В основе обиходных гласов – тоже гармония. Для

    нашего воспитания – это нормальная музыка. Партес же – это концертное западное пение,

    зачастую полифоническое (те есть в нем одни голоса накладываются на другие). Партесное

    пение появилось в русских православных храмах в XVIII веке под влиянием католического

    запада, прежде всего итальянской музыки. Несоответствие внешней эффектности, чувственности партесной музыки глубинному смыслу церковных песнопений обычно создает ощущение вычурности, неуместности партеса в храме, вызывает отрицательное его восприятие. К партесу действительно можно предъявить такую претензию, что это не церковное произведение. Хотя важен не сам партес – важно то, как его исполняют. Надо сказать, что партес на православной почве не прижился -сейчас им почти нигде не поют, даже на приходах, тем более в монастырях.

    благодатное, глубокое пение, это особый музыкальный, духовный язык наших предков, звучание которого почти утрачено. Приведу такое сравнение. Еще сто лет назад люди говорили ярко, самобытно. И сейчас еще, если доведется услышать народную, богатую, красивую деревенскую речь – скажем, вологодскую, рязанскую, пензенскую – чувствуешь только ей присущий колорит, красоту, образность выражений. Но попробуйте сами заговорить на народном наречии – получится пародия. Воссоздать ее в полноте, с ее красотой, внутренней гармонией – это нам уже не свойстве— но. Это же происходит и со знаменным пением. Чтобы его освоить – надо иметь соответствующий дух, такой, какой был у наших предков – русский, православный.

    разрушена традиция, нет преемственности, дух не тот ведь мы все воспитанники европейской

    культуры – в лучшей случае воспитаны на Бахе, Моцарте, большинство же – на рок-«культуре»,

    сущность которой антидуховна.

    не имеет к нему отношения. Иногда слышишь, как в наших храмах звучат знаменной распевы, и

    думаешь: «Уж лучше бы пели самым вычурным партесом!» Скажем, человек занимался всю жизнь рок-музыкой – и вдруг в течение двух-трех лет становится эталоном знаменного пения. Или начинает что-то свое придумывать, например, вводит иссон: гармонию отверг и обругал – а

    петь в один голос надоедает, скучно, не то, потому что молиться надо. Нет ничего зазорного

    в том, что человек, который только пришел в Церковь, не умеет молиться. Ему, конечно, дань

    какие-то благодатные моменты молитвы, но нужен большой труд, нужно смирение. А иначе

    становится скучно, одноголосное пение получается пустым. Пристраивается иссон на греческий

    манер, хотя русское знаменное пение с иссоном никогда не пелось.

    замороженность. Люди, которые совсем не разбираются в пении, могут ошибочно принимать это

    за бесстрастность. Но это никакая не бесстрастность, а проявление внутренней

    поврежденности современного человека, неумения петь по-русски, глубокомысленно и

    одновременно просто, с душой, от души (не путайте с чувственностью!).

    преимущества перед другими поющими (например, гармонией), то он уже проиграл. Я советую

    таким людям научиться хорошо петь монашеской гармонией – освоить обиход и подобны – это

    гораздо проще и естественнее с учетом нашего воспитания.

    монашеского. Было бы хорошо подготовить для православных людей диск с музыкальными

    записями, соответствие которых православному духу было бы подтверждено авторитетом

    духовников и старцев, а не новоявленных богословов прозападной ориентации К большому

    сожалению, сейчас очень сложно найти настоящие монашеские записи, т.к. одна из важнейших

    составляющих монашеской жизни – скромность и сокровенность.

    микрофоном, делать дубль i дублем. Разве что за послушание. Например, в фильме «Монастырь»

    старец из Псково-Печерской лавры, кормивший синиц, увидел, что его тайно снимают из-за

    поленницы – и тут же скрылся. Так же и с пением. Люди, не имеющие духовной чуткости,

    скромности и такта не поймут этого.

    Один из образцов церковного пения – записи 1970-80-х гг. болгарского софийского

    священнического хора «Ангело гласниат». Мне также довелось услышать записи стихиры

    преподобному Сергию Радонежскому, где канонарит о. Иосиф (Дьяченко). Это действительно

    канонарх! Эти записи пронизаны таким духом, любовью к Богу. Сам он музыкальный воспитанник хорового училища имени А.В. Свешникова. Его отец был благочестивый дьякон, служил в Сокольниках, мама была глубоко верующий человек. Сочетание духовного и музыкального образования дало многое. Но этих записей, к сожалению, не слышно, их почти нельзя найти.

    сейчас известен под названием «Древнерусский распев». Идея создания хора по возрождению

    древнерусского распева принадлежит владыке Питириму, воспитаннику патриарха Алексия I

    (Симанского), который тоже радел о знаменном пении. Моя мама рассказывала, что по

    благословению патриарха Алексия I Патриарший хор всегда пел знаменные догматики. В 1980-е

    годы, когда наступило более-менее благоприятное время, владыка Питирим создал этот хор, а

    управлял им Анатолий Гринденко. В 1980-е годы, в период так называемой перестройки,

    открылся Данилов монастырь. Я не был сам в этом монастыре в то время, но говорят, что было

    такое воодушевление, что дух горел: в 1960-70-е годы монастыри закрывались, уничтожались,

    а тут вдруг к 1000-летию Крещения Руси открылся монастырь, началась служба. В то время

    запрещали служить по уставу, потому что это укрепляет дух, – а тут утреню сделали утром,

    как это и положено. Тогда наместником монастыря был владыка Евлогий (ныне архиепископ

    Владимирский и Суздальский). Он был очень уважаем за его любовь к службе, за доброе

    отношение к людям. Хор Гринденко собирался в то самое время и собирался именно духом.

    Основу хора составили церковные певчие из так называемых правых праздничных хоров, с

    хорошими голосами и музыкальными данными. Сам Анатолий Гринденко – выпускник

    консерватории, виолончелист известного в 1970-80-е годы ансамбля старинной музыки

    «Мадригал». Однако самое ценное не то, что в хоре пели профессионалы, а духовная ревность,

    воодушевление. Когда я пришел в этот хор в 1985-86 гг. гармонию не пели вообще. Пение было

    очень сильное и глубокое, так как была духовная ревность и верная направленность. Впервые

    начали петь подобны – «О дивное чудо», киево-печерский распев, «В молитвах Неусыпающую»,

    потом стали петь разные гармонические вещи, выступать на концертах. Может быть, отчасти,

    это изменило дух.

    сопровождение к 9-серийному фильму «Ломоносов» – запись службы прп. Сергию Радонежскому. Я тоже участвовал в этой записи. Не могу сказать, что именно это образец, именно так и надо

    петь, но на эти записи можно было бы ориентировать -только опять же: где их найти?

    В завершение этой беседы приведу определение сущности церковного пения, данное святыми

    отцами Церкви II-III веков: «Когда человек молится и для выражения молитвы ему не хватает

    слов, он начинает петь». Пение – это не только музыка, а сугубая молитва, приводящая к

    Богу. Велика награда будет певчим, если они своим пением, смирением будут помогать людям

    приходить к Богу, побеждать грехи и страсти и благодарить Христа Спасителя, Коему слава во

    веки веков. Аминь.

    Знаменный распев должен звучать в сердце, а для этого надо ходить к причастию. Без Божиего поводка можно упасть в прелесть очень глубоко. Только Господь может открыть всю красоту пения Ему, а человек уже как сможет.

  • Оценка 4.7 проголосовавших: 339
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here