Все о религии и вере - "молитва харизмата на иных языках" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
«Молитва на иных языках» и синдром Кандинского-Клерамбо
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с пятидесятниками или харизматами. Эти верующие отличаются от других тем, что убеждены в наличии у них древнего апостольского дара – способности говорить на иных языках. По мнению пятидесятников и харизматов, Бог желает наделить этим даром всех истинных верующих, и если этот дар у христианина отсутствует – это должно быть поводом для серьезного беспокойства. Верующие других церквей подобную идею решительно отвергают. Критики пятидесятников и харизматов в своей полемике с ними делают основной упор на ошибочность толкования ими библейских текстов, приводимых в подтверждения необходимости этого дара. При этом, критики очень мало говорят о природе этого самого явления – наблюдаемого в пятидесятническо-харизматических общинах повсеместного «говорения на иных языках». Если же кто-то и касается этого вопроса, то чаще всего приписывает это говорение проискам темных сил, одержимости нечистыми духами.
В действительности, феномен пятидесятнического «говорения на иных языках» является не чем иным, как широко известным в психиатрии синдромом психического автоматизма, более известным как синдром Кандинского-Клерамбо. У разных больных этот феномен проявляется по-разному. Кому-то кажется, что его мысли стали доступными другим людям, его сознание контролируют извне, в его мысли и действия вторгаются иные, чуждые силы. Больные описывают свое состояние примерно так: «мною смеются», «мною двигаются», «мною говорят». Продолжая этот ряд, пятидесятник или харизмат может с полным правом сказать: «мною молятся».
Излюбленный текст пятидесятников и харизматов «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26) толкуется ими следующим образом: Дух Божий вселяется в человека и начинает в нем молиться на ином, ангельском языке, который самому человеку не понятен. Налицо та же тема отчужденности собственного «Я», действия извне. В этом плане, весьма показательны свидетельства первых пятидесятников о получении ими «дара языков».
«. меня словно охватил приступ лихорадки. Горло наполнилось чем-то, словно я подавился. Затем я упал на пол и лежал обессиленно. Вдруг мой язык пришел в движение и залепетал незнакомые слова. Так я лежал на протяжении более двух часов и не мог даже пошевельнуться. Наконец, силы стали возвращаться ко мне, и я ушел домой».
«Тут я почувствовал столь сильное воздействие, что склонился и лег на пол. Я попросил одного норвежца и жену пастора Лос-Анджелесской общины помолиться о мне. Едва они начали молитву, как моя нижняя челюсть непроизвольно пришла в движение. Тоже произошло и с моим языком. Затем молящиеся увидели над моей головой свет, преображающийся в огненный венец, а пред ним огненный язык длиной с мою руку. Я почувствовал в себе какую-то странную силу и продолжал беспрерывно говорить на иных языках. В ту ночь я говорил, по меньшей мере, на восьми языках. Откуда мне было известно, что это разные языки? Я ощущал различное положение моего рта. Моей челюстью и языком владела сила и произносила звуки языков ясно и отчетливо».
«С 10 до 11 часов в моем рту происходила столь интенсивная работа, что челюсть, язык и губы двигались сами по себе, помимо моей воли. При этом я был при полном сознании, спокоен в Господе, глубоко счастлив. Я просто полностью отдался этому воздействию, не в силах вымолвить ни слова. Когда же я силился помолиться вслух, у меня ничего не получалось, ибо ни одно немецкое слово не подходило к тем или иным положениям моего рта. Не подходили к этим положениям и слова из других известных мне языков. Таким образом я осознал, что мои уста говорят на ином языке, и подумал, что может быть дальше мне будет дано заговорить вслух на этом языке. Около 11 часа мы отпустили некоторых из присутствовавших. и так, со мной остались лишь двое. Один из них был Хорст. Когда мы вновь стали молиться, мой рот опять пришел в движение. Я понимал, что теперь я нуждаюсь в озвучении движений губ. И тут произошло нечто чудесное. Я почувствовал будто-бы мои легкие превратились в некий орган, издающий звуки, соответствовавшие положениям губ. Так как движения рта были очень быстрыми, то и звуки выговаривались довольно быстро. Я почувствовал, что они как-бы завихряются, вырываясь наружу. Таким образом получался чудесный звуковой строй языка, на котором я еще никогда не разговаривал. Во время всего этого я сидел, а тело мое сотрясалось под воздействием огромной силы. Однако, при этом у меня не было каких-либо болезненных, или неприятных ощущений. Позже, когда я ложился спать, речь на языках опять овладела мной. При всех этих происшествиях я был при полном сознании».
Позвольте теперь для сравнения привести фрагмент из книги Кандинского, где он описывает проявление обнаруженного им синдрома (его книга «О Псевдогаллюцинациях» глава «Внутреннее и действительное насильственное говорение»):
«Однажды, в дни экзацербации болезни, Долинин вдруг почувствовал, что мысли его бегут с необычайной быстротой, совершенно не подчиняются его воле и логически даже мало вяжутся между собой; для его непосредственного чувства казалось, как будто эти мысли извне, с большой быстротой, вгоняются в его голову какой?то посторонней силой. Конечно, это было принято за один из приемов таинственных врагов и сам по себе этот прием не особенно удивил больного, так как подобное случалось ему испытывать и раньше. Но тут вдруг Долинин чувствует, что язык его начинает действовать не только помимо его воли, но даже наперекор ей, вслух и притом очень быстро, выбалтывая то, что никоим образом не должно было бы высказываться. В первый момент больного поразил изумлением и страхом лишь самый факт такого необыкновенного явления: вдруг с полной осязательностью почувствовать в себе заведенную куклу – само по себе довольно неприятно. Но, разобрав смысл того, что начал болтать его язык, больной поразился еще большим ужасом, ибо оказалось, что он, Долинин, открыто признавался в тяжких государственных преступлениях, между прочим, взводя на себя замыслы, которых он никогда не имел. Тем не менее воля оказалась бессильной задержать внезапно получивший автономию язык, и так как нужно было все?таки извернуться так, чтобы окружающие естественным путем (т. е. своими наружными ушами) не могли ничего услыхать, то Долинин поспешно ушел в сортир, где, к счастью его, на то время никого не было, и там переждал пароксизм непроизвольного болтания, усиливаясь, по крайней мере болтать не громко. Это было именно не столько говорение, сколько, скорее, машинообразное болтание, нечто напоминающее трескотню будильника, внезапно начавшего трезвонить и слепо действующего, пока не разовьется пружина. При этом «Я» больного находилось как бы в положении стороннего наблюдателя, разумеется, насколько это было возможным при аффективном состоянии, обусловленном чувством необычайности и важности переживаемого явления.»
Нужно учесть, что разные больные трактуют синдром Кандинского-Клерамбо по своему. Пятидесятники и харизматы воспринимают ощущения внешнего воздействия как работу Св. Духа, наделяющего их чудными дарами. Несчастный Долинин, считавший себя организатором заговора с целью дать Китаю конституцию, воспринимал это воздействие как происки царской охранки, нашедшей изощренный способ его «разговорить». Люди, увлеченные современным кинематографом, считают, что в их сознание проникли инопланетяне или спецслужбы и начали его контролировать.
Само по себе, наличие синдрома психического автоматизма является весьма тревожным признаком развивающегося психоза. Тем не менее, если у человека, страдающего пятидесятническим недугом, его религия находится не на первом месте, уступая естественным человеческим стремлениям и желаниям: устройству личной жизни, учебе, работе, то есть определенная вероятность, что нормальные человеческие чувства и мысли будут противостоять развитию психоза, помогая психике человека сопротивляться. Если же больной всецело поглощен обретенным им мнимым «даром» и настроен дальше развивать открывшиеся ему возможности, неукоснительно следуя рекомендациям своих харизматических наставников, события скорее всего начнут развиваться по наихудшему сценарию.
1. Обретя «дар языков» больной фактически откроет дорогу для развития и дальнейшего психоза. Психический автоматизм касается не только речевых функций, но может вызвать и психомоторные нарушения. Ощущение внешнего воздействия становится привычным для больного.
2. Следующим «даром», который обычно «обретают» пятидесятнические верующие, становится «дар пророчества». Популярные харизматические проповедники настоятельно рекомендуют развивать в себе способность слышать «голос Бога», делая особый упор на библейском тексте: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Естественно, этот «голос Бога» также имеет психотическую природу и представляет собой обычные слуховые галлюцинации – наиболее распространенный симптом начала острого психоза.
3. В определенный момент «пророчества» которые «открывает» больному «голос Бога» становятся столь абсурдны, что это начинают замечать окружающие и сам больной. «Тихий и нежный голос Бога» становится теперь голосом обвинителя – он убеждает больного в том, чего он больше всего боится, как правило, в том, что тот утратил спасение и т.д. Больной теперь воспринимает прежний «голос Бога» как голос нечистого духа. У больного начинается то, что в психиатрии называется демонопатией – уверенностью больного в том, что он одержим бесом. Почти во всех крупных харизматических церквях для работы с «одержимыми» имеются т.н. «группы освобождения». Их участники молятся за «одержимых» и убеждают их в том, что причиной одержимости стали их грехи. Внимание больного в это время сосредоточено на собственной греховности, что, наряду с полной бесполезностью «освобождающих» молитв, вызывает у больного тяжелую депрессию. В это время у больного появляются постоянная тревога, возможны панические атаки.
4. Как правило, на последнем этапе больной, страдающий пятидесятничеством, оказывается в психиатрическом стационаре. Некоторые приходят туда сами, но в большинстве случаев их привозит бригада, вызванная родственниками. После медикаментозного лечения, которое, в зависимости от состояния больного может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, больной еще весьма длительное время вынужден принимать нейролептики и антидепрессанты.
Как правило, после выздоровления от психоза, пациент испытывает длительную депрессию. Опыт пребывания в состоянии острого психоза оказывается для больного очень травмирующим. Наше общество еще пока не научилось относиться к тем 5% своих членов, подверженным душевным болезням, как-то иначе, чем к персонажам анекдотов и претендующих на глубокомысленность голливудских фильмов.
Конечно, кому-то может показаться, что я сгущаю краски. Поверьте, это не так. Я просто кратко описал, что происходило в жизни тысяч людей во всем мире, которые проклинают тот день, когда связались с пятидесятниками или харизматами. Я очень надеюсь, что вы никогда не окажетесь в их числе.
Молитва харизмата на иных языках
Ответ: А разве духу нужны слова, чтобы объясниться с Господом? В Псалме 138:4 сказано: «Ещё нет слова на языке моём, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно».
Заблуждение № 2. Каждый верующий, исполненный Духом Святым, получает личный духовный язык.
Ответ: Это уже что-то новое. Каким же образом дар иных языков будет созидать Церковь – Тело Христа и назидать братьев и сестёр, если у каждого будет свой “индивидуальный” язык? Это очень напоминает Вавилонское смешение языков. Если вы помните, то Господь смешал тогда языки с целью рассеять народы. Что же касается дара иных языков, который даёт Святой Дух, то он не должен рассеивать и разделять людей, потому что Святой Дух – Дух Единства, а не разделения. Именно поэтому-то Святой Дух даёт дары для созидания Тела Христа (объединения, укрепления, назидания и духовного взросления христиан).
Заблуждение № 3. Говоря на иных языках, мы общаемся непосредственно с Богом: Наш дух с его Духом. Этот небесный язык открывает нам дверь в присутствие Отца – единственное место, где мы можем получить откровение прямо из Его уст.
Ответ: Встречный вопрос: А разве без дара иных языков у нас нет доступа к Небесному Отцу? Если нет, то тогда получается, что иные языки являются посредником между Богом и человеком. А это уже еретическое учение, потому что, согласно Библии, Иисус Христос является единственным посредником между нами и нашим Творцом: 1 Тимофею 2:5-6 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».
Задумайтесь над этим. Если иной язык стал для вас связующим звеном с Богом, то это уже попахивает идолопоклонством!
Заблуждение № 4. Иной язык – это небесный язык: 1-е Коринфянам 14:2 “Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу. ” Ведь мы же не общаемся на иных языках с людьми.
Ответ: Во-первых, данный стих не говорит о том, что иной язык является небесным языком. Этот стих только подтверждает факт, что иные языки – это не дар проповеди на иностранном языке, а дар молитвы на ином языке. Ибо разговор с Богом это и есть молитва.
Во-вторых, при чём тут аргумент “Ведь мы же не общаемся на иных языках с людьми”? Разумеется, мы с людьми разговариваем на том языке, который они понимают. Знание и понимание человека ограничено, чего нельзя сказать о Боге. Он, в отличие от нас, понимает любой язык, в том числе, язык знаков, язык жестов, язык мимики и язык нашего сердца. Он нас понимает даже тогда, когда мы молчим, и уж тем более, когда мы обращаемся к Нему на своём родном языке.
Заблуждение № 5. Я заметил, что когда мы молимся за нужды, то, пребывая в молитве на языках, мой дух остаётся бодрым и потом, когда уже переходишь на нормальную молитву, то намного легче молиться.
Ответ: Это заявление основано на чувствах. Чувства обманчивы. И им не следует доверять больше, чем Слову Божьему. Факт, что после молитвы на иных языках человеку легче перейти к обычной молитве на русском языке, ничего не доказывает, а только заставляет насторожиться и задать этому человеку вопрос: Вы не задумывались, почему вам тяжело начинать молитву на своем родном языке? Может быть у вас есть трещина во взаимоотношениях с Господом? Может быть в вашей жизни есть какой-то нераскаянный грех или привычка, от которой вы не хотите отказаться? Ведь именно наши грехи производят разделение между нами и Богом (Исаия 59:2), мешая нормальному общению с нашим Творцом и Спасителем?
Заблуждение № 6. Я думаю, что получить дар иных языков может каждый спасённый, если попросит у Бога.
Ответ: Утверждать подобное – значит соглашаться с идеей о том, что если нога захочет получить те же способности и дары, которыми обладает рука, то всё, что нужно сделать – попросить у головы эти дары. После этого нога может функционировать, как рука, не смотря на явные различия анатомическом строении.
Друзья, не нужно забывать, что дар иных языков – это дар Святого Духа. Святой Дух сам решает, кого из нас наделять каким даром. Всё тело не может быть ногой или ухом. Иисус есть глава, и Ему лучше знать, кто из нас какую функцию выполняет в Теле Христа: 1 Коринфянам 12:17-20 «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно».
Заблуждение № 7. Индивидуальный молитвенный язык – это когда информация идет от меня к Богу. Это разговор лично с Богом, люди его понимать не должны. Кстати, и дьявол его не понимает, только Бог!
Ответ: В ход пошли суеверия. Мне неоднократно приходилось слышать подобные высказывания в защиту иных языков. Однажды мне заявили, что иные языки – это “ангельские языки”, то есть языки, на которых ангелы разговаривают друг с другом и Богом, и которые сатана не понимает.
С одной стороны, спорить с подобным высказыванием трудно, потому что в Библии не описываются сцены общения ангелов между собой на ином языке. Всякий же раз, когда ангелы обращались к человеку, они разговаривали с ним на понятном для него языке. Как же быть? Можно ли опровергнуть утверждение №7 и доказать, что это заблуждение?
Но с другой стороны, на ум приходит книга Иова, где рассказывается о том, как ангелы предстали пред Богом. Возможно, они разговаривали друг с другом и с Господом на ангельском языке. Но, дорогие друзья, не надо забывать, что среди ангелов в тот день был и сатана: Иов 1:6 «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Читая дальше, мы становимся свидетелями разговора сатаны с Богом. Если он мог разговаривать с Богом в собрании ангелов, то можно предположить, что он тоже не только понимает, но и говорит ангельскими языками. В конце концов, не нужно забывать, что он тоже ангел, только падший!
При таком раскладе вещей, очень трудно себе представить, что сатана не понимает, о чём говорят люди, когда молятся на русском, на китайском или на ином языке. С уверенностью можно лишь сказать, что сатана не может читать наши мысли, когда мы молимся в душе, а не вслух. Ведь он – не Бог, чтобы знать и читать наши мысли!
Заблуждение № 8. Молитвенный язык используется для следующих целей:
1) Для назидания самого себя : «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14:4). Дар иных языков позволяет информацию от Бога перенести в наш дух, наше подсознание. А в нужный момент откровение переходит с уровня подсознания в мой ум.
2) В области заступничества: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Молитва духом – это молитва на молитвенном языке.
3) Как выражение нашей благодарности, хвалы и поклонения: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деяния 10:44-46).
Во-вторых, в Библии нигде не написано, что «молиться духом» означает молитву на иных языках. А выражение из Римлян 8:26 «Дух молится воздыханиями неизреченными» означает, что Дух молится без слов.
В-третьих, для выражения хвалы и благодарности Богу нам не обязательно обращаться к Нему на ином языке. Господь видит наши сердца и знает, у кого благодарное сердце, а у кого нет. Кроме того, благодарность не обязательно должна выражаться в словах. Лучший дар Богу – это послушание.
Заблуждение № 9. Часто после ходайственных молитв на иных языках Бог давал невероятные ответы. И не надо мне доказывать что-то обратное! Практика говорит за себя.
Ответ: Это яркий пример ложной аргументации: Во-первых, автор этих слов больше полагается на опыт и практику, чем на Слово Божье. А во-вторых, его аргумент ничего не доказывает, потому что миллионы христиан, включая меня, могут с таким же успехом засвидетельствовать о том, что Господь чудесным образом отвечает на молитвы Своих детей, когда они молятся на своём родном языке.
Заблуждение № 10. Если вы не говорите на иных языках, то вы не крещены Святым Духом.
Ответ: Интересная идея. Только её автор, во-первых, не имеет ни малейшего представления о том, что такое крещение Святым Духом, а во-вторых, он, не знает, что в Библии нет ни одного стиха, подтверждающего его высказывание о том, что дар иных языков является свидетельством крещения Святого Духа.
В-третьих, если продолжать рассуждать таким же образом, как автор этого заблуждения, то выйдет, что Иисус Христос не был крещён Святым Духом, ведь никто не слышал, чтобы Он молился Небесному Отцу на иных языках.
Заблуждение № 11. На иных языках говорят не только харизматы и пятидесятники. Я знаю адвентистов, говорящих на иных языках. Также слышал о новых баптистах, которых тоже крестил Духом Святым, а также о Церкви Иисуса Христа, открещивающейся от принадлежности к какой-либо деноминации. Даже православные! Архиепископ Киево-Печёрской лавры открыто признаёт себя крещёным Духом Святым со знамением говорения на иных языках. И это только начало. Дух не только в языках ещё себя проявит. Но круче во всём этом участвовать, чем смотреть со стороны да ещё и брюзжать что это не от Бога.
Ответ: Интересный список. Но он тоже ничего не доказывает.
Начнём с того, что автор высказывания тоже не знает о том, что есть крещение Святым Духом (крещение в Тело Христа). Во-вторых, говорение на иных языках практиковалось и практикуется во многих религиях мира. Видите ли, и кришнаиты, и буддисты, и колдуны, и прорицатели, и жрецы племени Вуду тоже говорят на иных языках во время своих оргий, трансов, спиритических сеансов, жертвоприношений и т.д. Что же нам теперь считать их спасёнными и духовными? Разумеется, нет.
В-третьих, мне не понятно, как можно быть рождённым от Святого Духа и в то же самое время быть идолопоклонником, поклоняясь творению (иконам, святым, деве Марии и пр.) наравне с Творцом. Поэтому, извините, но пример с Архимандритом доказывает обратное: что иные языки, которыми он говорит, не являются даром Святого Духа.
Заблуждение № 12. Говорение на языках это дар Духа Святого и человек искренне верующий может получить этот дар.
Ответ: Иными словами автор данного утверждения хочет сказать, что человек без дара иных языков не является искренно верующим? Забавно, не правда ли? Напрашивается вывод о том, что дар иных языков для некоторых верующих является мерилом их духовности и веры.
Но ведь это ложь! Вера измеряется послушанием и доверием Богу, а не говорением на иных языках. Свидетельством духовности человека является проявление в его жизни плода Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23).
Заблуждение № 13. Часто бывают ситуации, когда есть срочная нужда, а времени объяснять братьям и сестрам все тонкости ситуации нет. Мы не знаем за что именно молиться, а молиться нужно срочно, вот и молятся христиане на языках и не знают, о чём; но Дух знает. Конкретней молитвы не придумать.
Ответ: Данное высказывание является описанием небиблейской практики молитвы: Во-первых, потому, что по Библии, «языки – суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Коринфянам 14:23). В вышеописанной ситуации этот дар используется не по назначению, потому что не является знамением для неверующих.
Во-вторых, если нет времени или возможности объяснить все тонкости срочной нужды, то не нужно тратить время на объяснения. Если у вас есть строчная нужда, то соберите христиан и первым начните молиться вслух, чтобы братья и сестры могли сказать “Аминь” во время вашей молитвы. А иные языки в данном случае совершенно неуместны. Не об этом ли говорит Апостол Павел в следующем стихе? 1 Коринфянам 14:16 «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: ‘аминь’ при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь».
Заблуждение № 14. Говорение на иных языках – это большой дар от Бога! Он дается каждому, кто Его просит: “просите, и дастся вам!”.
Ответ: Хорошая цитата из Библии. Но она обрезана и вырвана из контекста. Давайте же прочтём её в том виде, в котором она была произнесена Иисусом: Лука 11:9-13 «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
Как видите, речь идёт не о даре иных языков, а о Святом Духе и рождении свыше. Иными словами, речь идёт о даре прощения и спасения, в котором Господь не может отказать приходящему к Нему раскаявшемуся грешнику.