Все о религии и вере - "молитва дмитрию царевичу" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитвы царевичу Димитрию Угличскому и Московскому.
Чудотворная икона царевича Димитрия
Молитвы благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче княже царевичу Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твоя руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велие. Сохрани же твоими молитвами град сей и вся грады и веси православныя, и святейшия патриархи и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими в твое заступление, от всех бед и зол избавляя и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси и в век будущий небеснаго царствия нас сподоби и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О святый мучениче, благоверный царевичу и княже Димитрие! Яко агнец незлобив от раба заколенный, венцем царским от Господа венчался еси, и сын царев быв, мученик непобедим явился еси, и вместо земных и тленных на небеси нетленная восприял еси. И ныне предстоя в радости Святей Троице, посещай творящих верно твою светоносную память: соблюдай отечествие твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение: утверди православных жительство в мире глубоце: междоусобную брань укроти, и вся полезная даруй всегда людем молитвами твоими, да верою и любовию вопием ти: радуйся, святе Димитрие, верных людей теплый заступниче и прибежище и земли Российския украшение. Аминь.
О великий и милостивый страстотерпче, царевичу княже Димитрие! Услыши нас, грешных, моление со усердием тебе приносящих, и помози нам в жизни сей, от грехов и скорбей избавляя, и в будущем веце буди помощник и заступник, от мучений адовых свобождая и сподобляя купно с тобою покланятися и воспевати Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руки приим, явился еси победоносец, в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.
Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей)
Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, имея в себе праведныя твоя мощи, благоверне царевиче Димитрие, яко цвети благоуханныи, пребываеми во святем храме, просвещение подают душам и телом нашим. Тем радостно тя восхваляем, и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.
Молитвы благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому.
Молитвы благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче княже царевичу Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твоя руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велие. Сохрани же твоими молитвами град сей и вся грады и веси православныя, и святейшия патриархи и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими в твое заступление, от всех бед и зол избавляя и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси и в век будущий небеснаго царствия нас сподоби и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая царевичу Димитрию
О святый мучениче, благоверный царевичу и княже Димитрие! Яко агнец незлобив от раба заколенный, венцем царским от Господа венчался еси, и сын царев быв, мученик непобедим явился еси, и вместо земных и тленных на небеси нетленная восприял еси. И ныне предстоя в радости Святей Троице, посещай творящих верно твою светоносную память: соблюдай отечествие твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение: утверди православных жительство в мире глубоце: междоусобную брань укроти, и вся полезная даруй всегда людем молитвами твоими, да верою и любовию вопием ти: радуйся, святе Димитрие, верных людей теплый заступниче и прибежище и земли Российския украшение. Аминь.
Молитва третья царевичу Димитрию
О великий и милостивый страстотерпче, царевичу княже Димитрие! Услыши нас, грешных, моление со усердием тебе приносящих, и помози нам в жизни сей, от грехов и скорбей избавляя, и в будущем веце буди помощник и заступник, от мучений адовых свобождая и сподобляя купно с тобою покланятися и воспевати Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропари благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руки приим, явился еси победоносец, в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Всеоружеством Духа благодати вооружен быв и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.
Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей)
Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, имея в себе праведныя твоя мощи, благоверне царевиче Димитрие, яко цвети благоуханныи, пребываеми во святем храме, просвещение подают душам и телом нашим. Тем радостно тя восхваляем, и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.
Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:
Молитва Святому преподобному Паисию Великому
Читать далее в Православном разделе:
Благоверный царевич Дмитрий Угличский
Память святого благоверного царевича Дмитрия совершается в Русской Православной Церкви 28 мая по новому стилю.
Среди сонма православных святых есть также и дети, некоторые из которых были убиты как мученики. Одним из самых известных русских святых, погибших в юном возрасте, является благоверный царевич Дмитрий, сын царя Иоанна Грозного и Марии Нагой. Поскольку этот брак не был венчанным, то Дмитрий не мог считаться претендентом на царский престол, и после смерти отца и воцарения одного из старших сыновей Иоанна младенец был отправлен вместе с матерью в город Углич. Хотя город был дан ему в удел и юный Дмитрий и его мать были окружены почетом, но это была фактическая ссылка, так как сторонники нового царя опасались, что рано или поздно царевич будет претендовать на престол, поскольку у царя Федора не было наследников.
В Угличе Дмитрий провел семь лет своей жизни, и в 1591 году погиб при загадочных обстоятельствах. Приближенные рассказывали, что он, играя в старинную русскую игру «тычка» с использованием ножа, смертельно ранил себя в припадке эпилепсии, от которой страдал с рождения. Однако нашлись свидетели, увидевшие убийц, подосланных по повелению бояр, опасавшихся будущего претендента на царский престол. Спустя несколько дней Василий Шуйский прислал из Москвы комиссию, которая сделала заключение о том, что юный царевич погиб в результате несчастного случая.
Канонизация царевича Дмитрия была совершена всего спустя шесть лет после его трагической гибели. По повелению правящего в то время царя Василия Шуйского в Углич была направлена специальная комиссия, которая должна была расследовать дело об убийстве и вынести решение о прославлении Дмитрия в лике святых. Цель этого была ясна: в то время на русской земле появился самозванец, заявлявший о себе как о сыне царя Иоанна Грозного, истинном царевиче Дмитрии. Лжедмитрий распространял легенду о том, как он был чудесно спасен в Угличе и позже скрывался верными людьми в Польше. Канонизация царевича Дмитрия нужна была Василию Шуйскому для того, чтобы прекратить притязания самозванца на престол, поскольку в случае общецерковного прославления его заявление о царском происхождении должно было рассматриваться всем народом как кощунство. Таким образом, совершение канонизации произошло по политическим мотивам. Но, несмотря на это, народ не сомневался в святости убиенного отрока, и открытие нетленных мощей и совершающиеся от них чудеса подтверждали эту веру. Сразу же по прославлении царевич Дмитрий становится одним из самых почитаемых русских святых, который считается покровителем детей. К нему часто с молитвенной просьбой обращаются православные матери, чтобы святой отрок помог им в деле христианского воспитания их чад.Спустя некоторое время после его причисления к лику святых на месте убиения был построен храм, получивший название церкви Дмитрия на крови.
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.
Величаем тя, / страстотерпче святый Димитрие, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа / претерпел еси.
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
19 (6) декабря 2017 г.
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца
Святой благоверный Царевич Димитрий
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение
Дорогие братья и сестры!
15 (28) мая Святая Русская Православная Церковь чтит память невинно убиенного отрока Димитрия, младшего сына царя Иоанна Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Хотя царевич и был мал возрастом, однако богоотступники в своем безумии помышляли о скорейшем от него избавлении. Как нечестивый царь Ирод, ослепленный страстью властолюбия, истребил в Вифлееме 14 тысяч младенцев, надеясь, что среди них окажется Мессия, так и Борис Годунов, вместе со своими сторонниками, искал смерти Димитрию, опасаясь, что войдя в возраст, тот наследует престол вместо или после кончины болящего царя Фёдора Иоанновича.
Разрушительна страсть властолюбия! Она повсюду сеет телесную и духовную смерть! Сколько страданий, горя и крови принесла она человечеству! Святитель Тихон Задонский пишет: «Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла… Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло — властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других».
«Царевич Дмитрий». Клавдий Лебедев
Подчеркнем, что несмотря на официальное заключение посланной в г. Углич на место убиения царевича следственной комиссии (состоящей, впрочем, из людей Годуновых: «Угличское дело»), отвергшей версию об убийстве Димитрия, наиболее авторитетные русские историки (Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Костомаров Н.И.) в один голос говорят, что выводы, ею сделанные, ложны, а в смерти отрока прямо или косвенно виноват царь Борис. И патриарх Иов в грамоте 1606 г. писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих»; и патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники — все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Пушкинская драма «Борис Годунов» также написан на основе этой версии. В «Истории Русской Церкви» митрополита Макария говорится именно об убийстве отрока.
В Истории государства российского Карамзин Н.М. пишет: «приступая к исполнению своего ужасного намерения, Борис мыслил сперва объявить злосчастного Царевича незаконнорожденным, как сына шестой или седьмой Иоанновой супруги: не велел молиться о нем и поминать его имени на Литургии; но рассудив, что сие супружество, хотя и действительно беззаконное, было однако ж утверждено или терпимо церковною властию, которая торжественным уничтожением оного призналась бы в своей человеческой слабости, к двойному соблазну Христиан — что Димитрий, невзирая на то, во мнении людей остался бы Царевичем, единственным Феодоровым наследником — Годунов прибегнул к вернейшему способу устранить совместника, оправдываясь слухом, без сомнения его же друзьями распущенным, о мнимой преждевременной наклонности Димитриевой ко злу и к жестокости… В противность клевете нелепой, многие утверждали, что юный Царевич оказывает ум и свойства достойные отрока Державного; говорили о том с умилением и страхом, ибо угадывали опасность невинного младенца, видели цель клеветы — и не обманулись: если Годунов боролся с совестию, то уже победил ее и, приготовив легковерных людей услышать без жалости о злодействе, держал в руке яд и нож для Димитрия; искал только, кому отдать их для совершения убийства!… Начали с яда. Мамка Царевичева, Боярыня Василиса Волохова, и сын ее, Осип, продав Годунову свою душу, служили ему орудием; но зелие смертоносное не вредило младенцу, по словам летописца, ни в яствах, ни в питии. Может быть, совесть еще действовала в исполнителях адской воли; может быть, дрожащая рука бережно сыпала отраву, уменьшая меру ее, к досаде нетерпеливого Бориса, который решился употребить иных, смелейших злодеев».
В итоге подосланные Годуновым люди зарезали отрока. Убийство было выдано за несчастный случай: якобы царевич Димитрий, играя с другими детьми, в приступе эпилепсии («черной немочи») во время судорог сам себя смертельно заколол. Однако в свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках он не в состоянии. Да и невозможно представить, чтобы Святая Церковь причислила к мученическому лику самоубийцу, от мощей которого впоследствии происходили неисчисляемые чудеса и исцеления. Да замолчат уста нечестивых, глаголющих сию неправду! Впрочем, лгали и на воскресшего Христа Спасителя, говоря, что ночью Его ученики пришли и унесли тело, когда стерегущие пещеру воины спали…
«Легенда о царевиче Димитрие». 1967, Илья Глазунов
Царевич Дмитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. 3 (13) июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. После канонизации его останки были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. У гроба Димитрия происходили чудеса: люди исцелялись от слепоты, хромоты, глухоты, гнойных язв, бесовской одержимости.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 г. статус Всероссийского православного детского праздника. Ежегодно в Угличе 28 мая в торжественной обстановке проводится православный праздник День Царевича Димитрия
«Царевич Дмитрий Иоаннович».Копия из «Титулярника» XVII века
Молитва благоверному царевичу Димитрию:
О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков.
Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас!