Молитва для усердия

Все о религии и вере - "молитва для усердия" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва на удачу в учебе

Молитва о помощи в учебе позиционируется как дополнительная возможность получить знания, не изнуряя себя зубрёжкой. Издавна молитву на успех в учебе принято было читать Сергию Радонежскому, который, еще будучи отроком Варфоломеем, не в силах был освоить грамоту, и очень от этого страдал. Ему явился неизвестный старец, который после обеда в доме родителей Варфоломея приказал ему читать молитву.

Не умевший до того правильно читать даже по слогам, отрок без труда прочел молитву, после чего лучше прочих своих сверстников учился грамоте. Молитва помогла в учении будущему Сергию Радонежскому — и с тех пор именно ему адресуют молитву о помощи в учебе.

Покровительницей студентов в России стала святая мученица Татьяна.

Это связано с важным историческим событием в нашей стране — 25 января, в день памяти святой, императрица Елизавета Петровна подписала Высочайший Указ об учреждении Московского Университета. Так, святая из далекой страны, стала покровительницей студентов в России, приносящей удачу на экзаменах, а после — и во всем мире. Перед учением необходимо молиться каждому — для этого в молитвослове есть специальная молитва о помощи в учебе.

Молиться можно также в критической обстановке, о которой студенты знают, как никто иной — и призывать на помощь своего небесного покровителя и ангела-хранителя.

Сергия Радонежского просят о помощи в учебе, читая специальные молитвы (их благодарные и талантливые потомки и современники игумена написали предостаточно).

Можно читать акафист святому угоднику, либо святой Татиане, заказать им молебен перед важным событием (конференцией, семинаром).

Святая Татиана (Татьяна) стала покровительницей студентов по причинам, с личностью самой святой мученицы никак не связанным. Поэтому молитву специальную, «студенческую» найти сложно, каждая из них должна быть проверена тщательно и внимательно — легко попасться на удочку колдунов, научающих молиться неправильно. Молитесь святой мученице своими словами или традиционной церковной молитвой.

Молиться можно не только святителю Сергию Радонежскому или святой Татиане.

В любом, даже самом тонком молитвослове будет молитва на хорошую учебу, обращенная к Господу.

Также помогает в усвоении и применении знаний икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» — перед ней полезно молиться и обращаться по вопросам учебы.

Многие люди имеют привычку молиться святому, которому обычно не молятся о помощи в учебе: если в Вашей семье есть подобная благочестивая традиция — следуйте ей. Все святые без исключения имеют пред Богом слово, и каждый поможет в различной просьбе и жизненной проблеме.

Как правильно молиться о помощи?

Неверно думать, что лишь молитва Сергию Радонежскому или мученице Татиане перед экзаменом — это волшебное средство, направленое на достижение цели — получение хорошей оценки. Ни одна из православных молитв не является ничем подобным. Православие, к сожалению, слишком часто может быть подано или истолковано превратно — как магическая связь с Высшей Силой. Но молитва в христианстве является живым общением с Самим Господом, хотя может быть понята (часто — с намеренной подачи людей, преследующих темные цели) как возможность для призвания духов и существ совершенно неведомого происхождения и назначения.

Маги всех мастей очень часто используют святые молитвы для составления разнообразных заклинаний и колдовских формул, а еще более часто (к величайшему сожалению), они выкладывают на различных сайтах «молитвообразные» формулировки, которые упоминают Господа Иисуса Христа, Деву Марию, Его Пречистую Матерь, всех Ангелов и Архангелов, а также Пророков и святителей.

По форме они — овечки, а вот внутри — волки хищные. И основная опасность подобных вредительских «песнопений» заключена в том, что не очень опытный в вере, или крещенный, но невоцерковленный пока человек, может легко обмануться, купиться на хитрую уловку, и совершить грех колдовства, пусть даже и неосознанно.

Если Вы не убеждены , что предлагаемая молитва перед экзаменом является именно таковой — лучше Вам спросить совета у батюшки, а до сего момента используйте православные молитвы о помощи в учебе или перед экзаменом, напечатанные в различных церковных книгах и брошюрах, либо же размещенные на официальных сайтах храмов, относящихся к Православной Церкви.

Молитесь о успехе в обучении всегда, не только в моменты, когда до экзамена или важной контрольной остались часы, и нет никакой надежды выучить предмет. Закажите молебен тридцать первого августа — помолитесь на нем об успешном учебном годе, и Господь станет сопровождать вас и поддерживать Силой Своей, святой ангел-хранитель не оставит вас во все дни.

Кстати, узнайте в ближайшем храме, когда будет служиться молебен об учащихся — обычно это происходит в последнее воскресенье августа, так что отдельно заказывать его нецелесообразно.

Для того, чтобы молитвы действовали эффективно — не забывайте учиться прилежно. Господь и святые угодники дадут Вам свою помощь, но Вы сами также должны трудиться и прилагать усилия.

Другие виды молитв о помощи:

Молитвы о помощи в учебе: комментарии

Комментариев — 28,

В этом году училась в институте на платном отделении, последний год. ГОСы прошли успешно, но осталась одна задолженность по банковскому делу, преподаватель ни в какую не хотел ставить зачет. Мы не богатая семья и еще один год обучения бы не потянули.. Решила помолиться, как в видео. Молилась от души, как говориться, с верой, что Господь поможет, и он помог! Молилась несколько раз перед выходом из дома, когда пришла, поставил почти не глядя! Теперь и другие молитвы читаю.

пожалуйста помоги меня завтра на конторольной прошу святая богородица

Дорогая Матронушка! Помолись за моих деток Светлану. чтобы Господь дал ей здоровья, сил на работе, чтобы у нее все было хорошо, за моего сына Славу. чтобы Господь освободил его от курения, пива, чтобы его детки были здоровыми, чтобы внучка Викуся научилась читать, ей трудно это дается. запомнила все буквы, она в 1 классе пошла учиться. Прости меня грешную .

господи помоги в учебе моих дочерей р Галины и светланы пожалуйста помоги моим девочкам им очень тяжело и плохо

О святые, Сергий Радонежский, богоматерь Подательница ума, матушка Матрона Московская, помогите в успешной учебе сына Дмитрия, его прилежном поведении в в подростковом возрасте в новой школе в старших классах.Помолитесь о его здравии.Не оставьте мои просьбы. Заранее благодарна.

Дорогая Матронушка Прошу тебя ,помолись перед Господом нашим за внучку мою р.б. Ирину.Пусть Бог даст ей здоровья ,сил и удачи,чтобы сдала она сессию удачно,чтобы закрыла все модули. Прошу не оставьте её в беде.

за сына Владиславу за хорошую учебу с хорошими оценками

Помоги Господи , сыну моему в учебе отроку Божьему Михаилу. Пошли ему трудолюбие , усердие, ум и здоровье.

Господи, Матронушка,Святые, прошу Вас помогите моим сыновьям в учебе р.б.Дионисию, р.б. Алексею. Помоги р.б. Алексею закрыть все долги по учебе, чтоб был допущен к экзаменам и успешно их сдал,и продолжил учебу. дай им силы и терпения,ума, усердия,здоровья.

Святая Матронушка, спасибо большое за помощь,ты всегда помогаешь людям.Мой сын Егор в этом году заканчивает 11 классов, мечтает стать врачом, но в медицинские институты очень большой конкурсы, а у него за первое полугодие вышли четыре тройки:рус.яз, англ.яз, история и обществознание.Прошу тебя, Матронушка, помоги Егору преодолеть все трудности и препятствия и закончить 11 классов без троек, а мы будем очень стараться.Пусть сбудется мечта моего сына .Аминь.Аминь.Аминь.

Дорогая Святая Матронушка, помоги моей доченьке Ксении победить на конкурсе и выиграть гранд на поступление в Московский институт телерадиовещания Останкино. Не оставь мою просьбу. Спасибо, дорогая Матронушка.

Господи . помоги моим дочерям в учебе. Наталья плохо учиться. Боже помоги ей .дай ей терпения. ума.. ЧТО Б НАТАША СТАЛА ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ .ЧИТАТЬ .СЧИТАТЬ.. ПОМОГИ ЕЙ БОЖЕ. И АНАСТАСИИ. ТЕРПЕНИЯ УМА .. ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ЧТО Б ОНИ МЕНЯ СЛУШАЛИСЬ И НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЛИСЬ .АМИНЬ

Господи Исусе Хресте .Сине Божий помоги благослови мою дочь Оксану на учебе пошли помощь твою святую.Прошу не оставь ее в беде

Господи Милостовый, помоги моей дочери Анне , смилуйся над нею , защити от ненависников и недоброжелателей , которые пытаются лишить ее возможности написать диплом в SAB, там где она проходит практику , закрепи за ней место в этой организации во преки всем козням дьявольским и продвигай в учении и работе все выше и выше, чтоб она прославляла Имя твое святое везде и всюду где она будет , ведь ты ее Отец земной и небесный , только Ты Господи милостовый можешь защитить и помочь ей , только Ты ее надежда и опора , только Ты дал ей все то, что она имеет , только Ты милостовый слышал мольбы ее и знаю , что и сейчас слышишь и благодарю и буду благодарить до последнего моего вздоха за все хорошее , что есть в ее жизни Святой Отец создатель всего видимого и невидимого !

Господи помоги мне перейти 6 класс я очень боюсь .Господи помоги мне перейти в 6 класс и написать историю и биалогию . Аминь.

Святая матушка Матрона, Сергей Радонежский,Николай Угодник помогите моему сыну рабу божьему Михаилу в учебе,в сдачи экзаменов и зачетов в университете. Пусть удача сопутствует рабу божьему Михаилу,пусть преподаватели будут благосклоны,силы и терпение не покидают его.Не оставьте моё прошение материнское без внимания.

Господи Милостливый! Обращаюсь к тебе с большой просьбой — Помоги в учебе моему внуку Константину. Знаю ты честен и справедлив, надеюсь на тебя и прошу твоей помощи. Тяжело приходится в учении моему внуку. Университет медицинский, много предметов — все они очень сложные. Господи! Помоги внуку сдать все экзамены

Молитвы для успешной сдачм экзаменов за 9-ый класс. Молитвы для успешного поступления в колледж

За сына Владислава, чтоб успешно выдержал все зачёты и экзамены

Матушка Матронушка и Сергий Радонежский! Помогите моей доченьке Елене завтра отлично сдать экзамен , набрать самый высокий балл и поступить в медицинский униаерситет. Она очень хочет помогать людям, помогите ей в этом, молю Вас!

СВЯТЫЕ СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ И МАТРОНУШКА! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА МОЕМУ ВНУЧКУ ВЛАДИМИРУ В УЧЕБЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ, ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ,

Помоги ГОСПОДИ моему внучку отроку ВЛАДИМИРУ в учебе в университете.

Святые СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ и СВЯТАЯ МАТРОНУШКА помогите в учебе моему внучку в университете

Святая Матушка Матрона, спасибо за то, что всегда мне помогаешь! Пожалуйста, омоги мне хорошо сдать экзамен по вирусологии завтра, прошу тебя! Пошли мне ума, сообразительности, удачи.

Великие Святые, помогите моим сыновьям Александру и Артему с легкостью впитывать знания и преодолевать препятствия,быть благоразумными,усердными и терпеливыми.Мои детки здоровые,крепкие,счастливые,умные.Спасибо,Господи,за помощь Твою.

Прошу от всей душ, Помолитесь пожалуйста за дочечку мою Валерию-Дарину о ее здравии, терпении, о желании учиться и понимании, что успешная учеба- это очень важно для нее, чтобы учеба ей давалась легко и в радость, об успешной учебе и благополучной сдачи зачетов, экзаменов, о прилежном поведении в подростковом возрасте, за ее друзей и понимании, что такое настоящая дружба,и умении дружить, о взаимопонимании с родителями, с одноклассниками. Научиться иметь свое мнение и независимость от мнения ,что скажут или подумают другие. Благодарю. Господь милостив и щедр, милость Господа не знает границ.Господи Благодарю, Матерь Божия Благодарю, все Святые Благодарю,Благодарю,Благодарю !

Прошу помолиться за дочечку мою Валерию-Дарину, о ее здравии, терпении, о благополучной учебе. Благодарю.

Господи помоги мне сдать все экзамены в этом году,буду молиться каждый день,только помоги мне здать экзамены,и вот вот скоро будет итоговое сочинение,и еще раз повторусь буду молиться.

Молитва об усердии к молитве: текст

Молитва о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её: русский текст. Можно читать правильные слова православной молитвы на старославянском языке.

Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её

Текст моления о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её, по-церковнославянски:

Многомилостиве и Всемилостиве Господи, Владыко и Судие живых и мертвых, дивный и неисповедимый в судьбах Своих Боже наш! Ты зриши печали, скорби и болезни, обдержащия ны зело, и воздыхания наша слышиши, и гласу нашему внемлеши. Како убо во многих скорбех наших обрящем утешение и покой душам нашим, аще не Твоим благопоспешеством, Всесильне Спасе наш? Ты бо еси Бог наш, и разве Тебе иного не знаем. Приими, Человеколюбче Господи, молитву нашу, юже приносим Тебе от всего сердца нашего и от всея души нашея. Веси, Господи, яко не довольны есмы достойную принести Тебе молитву; но Сам, Всеблагий, научи нас, како подобает молитися Ти.

Согрей сердца наша теплотою Духа Твоего Святаго, да не тща будет молитва наша за души от нас преставльшихся раб Твоих, и даждь убо нам со дерзновением и неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, яко Ты еси упование наше и прибежище; припадаем пред Тобою, в Троице покланяемый и прославляемый Боже наш, и Тебе единому приносим молитву нашу в скорбех и болезнех наших, в радости и печали, яко ты еси утешение наше, радование наше, сокровище наше и жизни нашея Податель: от Тебе бо исходит всяко деяние благо и всяк дар совершен.

Сего ради дерзаем взывала к Тебе нашими бренными устнами: услыши нас, Боже, услыши нас грешных, молящихся Тебе; приклони ухо Твое к молению нашему и вопль наш к Тебе да приидет. Приими, Преблагий Господи, молитву нашу за души усопших раб Твоих, яко благовонное кадило. Тебе приносимое. Отжени от нас весь помысл лукавый; созижди в нас, Боже, сердце чисто и дух сокрушен; всели в нас, Боже, корень благих — страх Твой в сердца наши; виждь слезы наши, виждь сетование наше; зри скорби наша, зри горько плачущих о преставльшемся (-шейся) к Тебе рабе Твоем (Твоей) (имя) и упокой его (ю) во Царствии Твоем, яко Ты еси Живот, Воскресение и Покой усопших раб Твоих, и Тебе славу возсылаем, яко Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва для усердия

МОЛИТВА ВНУТРЕННЯЯ И НАРУЖНАЯ

     Человек волею Творца создан существом духовно-телесным. В силу двухсоставности своей природы человек должен прославлять Бога и душой, и телом. “Прославите убо Бога в телесех ваших и в Душах ваших, яже суть Божия”, – говорит святой апостол Павел (1 Кор. 6, 20). В связи с этим и молитва может быть внутренней и наружной. В самом определении молитвы подчеркиваются именно эти две стороны: “Молитва есть возношение ума и сердца” – это внутреннее духовное состояние, “являемое благоговейным словом человека к Богу” – это внешнее ее выражение.

     Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями [1].

     Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14, 15).

     Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

     Умная молитва – это молитва мысленная [2], когда мы “умом устремляемся к Богу, или зрим Его” [3].

     ”Молитва умом есть такой образ молитвы, – говорит святитель Московский Филарет, – когда ум молящегося возвышается к Богу с благоговейными, с благочестивыми желаниями, со святыми чувствами умиления или радости, но не предается влечению духовного восторга неограниченно, а управляет своими мыслями, желаниями, чувствиями так, что в сем случае духовные силы действуют в обыкновенном, им свойственном, порядке” [4].

     При умной молитве, по утверждению святителя Феофана, нужно особенно быть внимательным, гнать от себя суетные мечты и возгревать благоговейный страх пред Богом – Милостивейшим Отцом, но и грозным Судьей [5]. По мере нашего усердия в молитве Господь дает “первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве” [6]. Внимание при молитве уже не принужденное, а благодатное.

     От такой умной молитвы совершается переход к молитве сердечной, когда христианин соединяется с Богом своими чувствами, когда любовь к Богу заполняет все его сердце [7]. Чувство сообщает молитве чистоту и невозмутимость, чего, по замечанию святителя Феофана, не бывает в молитве ума [8].

     Молитва ума и сердца, или умносердечная, особенно приятна Богу. “Никто так не благоугоден Богу, – говорит святитель Феофан, – как тот, кто занимается правильно умносердечною молитвою” [9]. Дается она не всем одинаково. Святитель Феофан приводит четырех лиц, из которых одному пришла такая молитва сразу, другому – через шесть месяцев, третьему – через десять месяцев, и, наконец, четвертому – через два года. Почему это так совершается, известно только одному Богу [10].

     Христианские подвижники выработали и особые правила для достижения умносердечной молитвы. В основание этих правил они кладут частое повторение молитвы Иисусовой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!”

     Затем, главнейшим требованием считают “понудить ум свой сойти из головы в сердце и держать его в нем” [11], то есть погасить сознание низшего разума (мозговое) – отрешить его от всех мирских помышлений [12] и воспламенить другое – сознание всецелой сердечной устремленности к Богу.

     Кроме того советуют вводить ум в сердце вместе с дыханием [13] и прочее.

     Но все эти, и подобные им, приемы занятий для достижения умносердечной молитвы должны проходить под руководством наставника, “знающего то дело” [14]. Иначе, не имея при себе верного определителя, молящийся, достигнув “некоей степени сосредоточения внимания и теплоты” впадает в прелесть, то есть начинает мнить, “что его осенила благодать, тогда как ее тут еще нет” [15].

     Наружною называется та молитва, которая “произносится словами и сопровождается другими знаками благоговения” [16].

     Под словами нужно разуметь выражение молитвы голосом: чтение, произношение по памяти и пение.

     Эта сторона наружной молитвы имеет особенное значение в церковном богослужении, поэтому вопрос в сущности сводится к рассмотрению того, каково должно быть церковное чтение и пение.

     В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

     Чтение должно быть ровным, спокойным, внятным, неспешным, вразумительным. Каждое слово надо произносить совершенно отчетливо, не проглатывая и не комкая последних слогов, чтобы присутствующие могли не только свободно уловить смысл читаемого, но и прочувствовать его своим сердцем. В Церкви не должно быть места чтению механическому, бездушному, нерадивому, ремесленному. Подобное чтение не только не удовлетворяет религиозного чувства молящихся, но, наоборот, мешает их молитве и вызывает справедливое негодование, а у некоторых производит соблазн и колебание в истинах христианской веры. Святитель Тихон (Задонский) в свое время глубоко возмущался спешным чтением и в своих творениях неоднократно осуждал таковое [17]. Он советует “лучше пред Богом сказать от сердца и со смирением два или три слова, нежели много прочитать молитв и канонов без рассуждения и со скоростью” [18].

     Если говорим, что чтение должно быть не спешным, благоговейным, то это не значит еще, что здесь требуется слишком большая медлительность. Чрезвычайная тягучесть также производит неприятное, удручающее впечатление. Самое главное условие для правильного церковного чтения – религиозность псаломщиков и священнослужителей. “Ленивые и неисправные попы и клирики, – говорит святитель Тихон, – сами идут во ад и порученных себе за собою туда же влекут” [19]. Наоборот, клирики, настроенные молитвенно, своим духом будут располагать к благоговейности и присутствующих в храме.

     Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.

     А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.

     Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.

     Что сказано было о церковном чтении, то же нужно сказать и о церковном пении, имеющем весьма важное значение в богослужении. Правильное и благоговейное пение может тронуть молящегося до глубины души и оказать на него самое благотворное влияние. Правда, большая часть молящихся в Церкви не является знатоками пения. “Но спросите у этого большинства, – наставляет Святейший Патриарх Алексий I, – чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? И большинство вам ответит: дайте нам такое пение, которое бы трогало сердце, которое вызвало бы у нас слезы умиления, которое бы поднимало наш дух и помогало бы молиться. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему в лучшем случае “наслаждение”, притом мирское, “душевное”, когда он ищет “умиления” духовного?” [2]

     В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I [21] .

     Мирской дух театральных излияний недопустим в церковном пении: он более отталкивает человека от Церкви, чем привлекает к ней: “Зачем же нам, – говорит Патриарх Алексий I, – гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием свет-скому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными?” [22]

     Некоторые песнопения богослужений хорошо исполнять всенародно, например “Воскресение Христово видевше. “, Символ веры, молитву Господню, молитву Святому Духу, величание и др. При общем пении все присутствующие являются самыми активными участниками, уподобляются небожителям, славящим Господа у Его Престола. Общее пение всегда производило и сейчас оказывает свое действие даже на людей маловерующих и вообще неверующих, зашедших в храм ради интереса.

     В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.

     К наружной молитве, кроме чтения и пения, относятся еще, как было отмечено в самом ее определении, и “благоговейные знаки”, то есть внешние движения.

     Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу [23] , преклонял колена [24] , падал ниц [25] , вздыхал [26] , проливал слезы [27] .

     Пользовались внешними движениями и святые апостолы [28] . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские [29] , и христианские апологеты [30] , и святые отцы [31].

     Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.

     Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости [32]; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу [33], наклонение головы, преклонение колен [34], плач [35] и прочее.

     Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной [36], и при общественной [37] молитве.

     Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение [38]. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).

     Внешняя сторона молитвы необходима. Но она не должна поглощать внутренней: обе они должны так органически тесно соединяться между собою, как душа человеческая с телом. Одна телесная молитва без внутренней – это тело без души. “Кто молится телесно и не имеет еще духовного разума, – говорит преподобный Марк Подвижник, – тот подобен слепому” [39]. Одна наружная молитва прогневляет Бога [40], как молитва фарисейская – лицемерная.

     Но и одной внутренней молитвы без наружной недостаточно, подобно тому, как для земного существования человека необходима не только душа, но и тело. Слова и действия всегда служили и служат выражением наших духовных переживаний. Бывают моменты, когда человек не может удержаться даже при всем своем желании от внешнего выражения своих духовных переживаний в словах или действиях. Глубокий психологический смысл заключается в словах Священного Писания, что “от избытка сердца глаголют уста” (Лк. 6, 45). Когда душа полна бывает благоговейных чувств к Богу, она невольно изливает их в торжественных гимнах, воздеяниях рук, преклонении колен и т. п. Таков закон душевной жизни человека.

     Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.

     Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной [41].

     Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.    

Оценка 4.7 проголосовавших: 328
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here