Молитва для отступивших от веры

Все о религии и вере - "молитва для отступивших от веры" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва для отступивших от веры

20 декабря 2017, 10:09

20 декабря 2017, 08:59

20 декабря 2017, 04:15

20 декабря 2017, 00:29

19 декабря 2017, 21:53

19 декабря 2017, 19:42

19 декабря 2017, 19:31

19 декабря 2017, 19:19

19 декабря 2017, 18:58

19 декабря 2017, 18:54

19 декабря 2017, 18:11

Алексей, Самара, Россия

19 декабря 2017, 16:33

19 декабря 2017, 15:29

19 декабря 2017, 14:53

19 декабря 2017, 14:48

19 декабря 2017, 14:48

19 декабря 2017, 14:47

19 декабря 2017, 14:47

19 декабря 2017, 11:57

19 декабря 2017, 10:10

христианский молитвенный центр

за отступивших от веры

Дата: 05 сентября 2011, 10:50

От кого: Не указано

Братья и сестры!

Прошу молиться за отступивших от веры Евгения, отрока Димитрия, Олесю, Виталия, Татьяну, Виталия, Сергия, Татьяну. Вразуми, спаси и сохрани их души, обрати всех отступивших от Господа и Святыя Церкви заблудших чад наших, братий и сестер, и всех ближних и дальних рода нашего. Просвети сердца их и умы, соблюди их в страхе Божиим, смирении, целомудрии и послушании. Отклони от них всякого врага и супостата, запинающего их в познании и почитании Бога во Святой Троице Единого славимаго и поклоняемаго, избави их от всякаго неведения воли Господни и забвения, окропи сердца их росою Благодати Божией, даруй им дух сокрушения и покаяния о грехах. Да прославим Всечестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа Бога ныне и присно, и во веки веков! Аминь!

Кол-во поддержавших эту молитву: 37

Администрация сайта публикует молитвенные просьбы практически “как есть”, исправляя по возможности только орфографические ошибки (когда у нас есть время) или перепечатывая просьбы из “транслита” (латиницы) в русский алфавит. Во всем остальном, мы доверяем Богу в том, что Он слышит все молитвенные просьбы от нас, грешников, и не ставит препоны для нашей молитвы. Если вы, духовные братья и сестры, считаете, что какая-то молитвенная просьба неприемлема с христианской точки зрения, не осуждайте автора просьбы, но МОЛИТЕСЬ за него или нее, как Бог положит вам на сердце. Во всем да прославится Бог и да познают все Его любовь и спасение. Аминь.

Вопросы настоятелю / Молитва

Нужно ли продолжать молиться за крещеного, но отошедшего от веры человека?

Недавно я случайно встретился с одной девушкой, которую знал в детстве и не видел много лет. У нас был очень короткий роман. Я – верующий и церковный, она – крещена, но отошла от Церкви. Я старался заинтересовать ее в вере, но боюсь, что немного переусердствовал. Правда, она начала заново интересоваться, но наши отношения оборвались: отчасти потому, что я боялся рисковать, слишком связывать себя с неверующим. Она, например, одобряет права гомосексуалистов, интересуется восточными философиями.

Но я знаю, что бывают случаи, что такие люди меняются и становятся истинными верующими. Меня очень опечалило ее состояние, и я за нее переживаю и молюсь. Мне страшно хотелось бы, чтобы этот человек не погиб не в ограде Церкви, ведь это так страшно, особенно если она крещеная, но отошла. Она живёт в американском городе, где антихристианская среда сильнее всего. Семья ее перестала ходить в храм, других церковных друзей нет. Со мной отношения прервались.

Я не знаю кто, если не я, будет за нее молиться, и больше всего боюсь, куда она повернет свою волю по отношению к Божьему промыслу. Скажите, не искушение ли для меня это постоянное внутреннее беспокойство о ней, или эта христианская любовь? Я это не из романтических соображений, а чисто человеческих. Мне было бы очень обидно, если после нашей короткой встречи и всех моих молитв и переживаний о ней, она бы осталась вне Церкви. Как бы мне себя успокоить?

Уважаемый Георгий, так все хорошо Вы писали, а вопрос задали какой-то странный. Ну, право же, неужели Вы только того и хотели спросить, как бы Вам себя успокоить? Если Вы ищете только того, как бы перестать о другом человеке думать, как ему желать спасения и вхождения в ограду церковную, тогда вопрос не по адресу. Если все же это оговорка, и Вы просто хотите подкрепления слов священника, чтобы не ослабевать в своих усилиях, и, не видя очевидных плодов ваших убеждений на сегодня, тем не менее, не опускать руки. Ну что ж, я напомню Вам древнюю пословицу «капля камень точит», и о том, что «молитва и труд – все перетрут». Если без надмения и с упованием на Бога не унывая трудиться, трудиться ради спасения души того человека, которого мы любим, то без плода такое усилие от Бога не останется. Ну а времена и сроки, и способы… дайте Богу действовать.

kuzyok

Сердце чисто созижди во мне

Молитва из последования молебнаго пения «О обращении заблудших»

Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею! Тебе вседаровитому Господу нашему мы недостойнии благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий наших ради, но паче предваряеши Ты щедротами Твоими. Ты ко избавлению нашему послал еси единороднаго Твоего Сына, и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снисхождение: яко хотением хощеши, и ожидавши, еже обратитися нам к Тебе и спасенным быти: Ты, снизходя к немощи нашего естества, укреплявши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешавши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ, и руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдавши яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие. Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою, и виждь, яко Твое спасительное благовестив аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневайся Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину, умягчи их ожесточение и отверзи слухи, да познают глас Твой и обратятся к Тебе Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь несогласную христианскому благочестию: сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего; подаждь, Господи, и пастырем Церкви Твоея святую ревность, и попечение их о спасении и обращении заблуждающих духом евангельским раствори: да тако вси руководими достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь: и тамо с лики чистейших небесных сил прославим Тебе Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

(Печатается по кн.: Наследование молебного пения «О обращении заблудших», певаемого в Неделю Православия и во иных потребных случаях. СПб. 1902).

Молитва об обращении отторгнутых от церкви.

Помолимся. Боже, исправляющий человеческие заблуждения, собирающий рассеянных и охраняющий собранных, молим Тебя, излей на христианский народ благодать единения, да оставив расколы, в единении с истинным пастырем Церкви Твоей достойно служит Тебе. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

О пренепорочная Дева Мария, мы, рабы Твои и чада Вселенской Церкви, в уповании на Твое могущественное предстательство, смиренно молим Тебя, благоволи умолить Святого Духа; ради славы и чести Его предвечного от Отца и Сына похождения, да подаст Он изобилие даров Своих всем братьям нашим, которые чуждаются церковного единства, дабы просвещаемые Его животворящею благодатью, они вернулись в лоно Вселенской Церкви и признали безошибочное руководительство верховного пастыря и учителя ее, римского первосвященника, и так искренне соединившись с нами неразрывными узами единой любви, единой веры и пребывая в совершении добрых дел, непрестанно воздавали славу Пресвятой Троице и честь Тебе, о Богородица Дева благодатная, ныне и во веки.

Боже, доверши единения умов в истине и единения сердец в любви. Аминь.

Об обращении заблудшего. Молитва к Божией Матери (Святителя Гавриила Новгородского)

О, Всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

На форумах встретила много обсуждений, надо ли вообще молиться за неверующих и заблудших. Не хочется участвовать в полемике. В Евангелие вроде все ясно написано "Люби ближнего своего, как самого себя" – "А кто мне ближний" – далее см. Притча о добром самаритянине. Насколько помнится, иудеи самаритян считали нечестивцами и иноверцами. А по Христу их любить надо. То есть надо любить не хороших и православных, а ближних, даже если они "плохие" и "неправильные".

Молитвослов

О Пресвятая Владычице Богородице, Богоизбранная Отроковице, Благоутробная Христова Мати, заблудших взыскание и всех скорбящих Радость! О, Благоуханный Цвете, скорая Помощница и Заступница всех притекающих к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся! К Тебе прибегаем и слезы пред Твоею милостию проливаем, и молим, и просим Тя: прости нам беззакония и тяжкая преступления, содеянная во вся дни греховныя жизни нашея! Согрешили, отступили от делания заповедей Сына Твоего — Христа Спасителя мира. Вразуми, спаси и сохрани не только нас, коснеющих в нерадении о спасении душ, но наипаче обрати Своею милостию всех отступивших от Господа и Святыя Церкви заблудших чад наших, братий и сестер, и вся ближняя и дальняя рода нашего (имена заблудших) . Просвети сердца их и умы светом Сына Твоего, соблюди их в страсе Божием, смирении, целомудрии и послушании, отжени от них всякаго врага и супостата, запинающего их в познании и почитании Бога, во Святей Троице Единаго, славимаго и поклоняемаго, избави их от всякого неведения воли Господней, забвения великаго и страшнаго Дне Суднаго и окамененнаго нечувствия, окропи сердца их росою благодати Божией, даруй им и нам дух сокрушения и покаяния о гресех, напиши нас в Книзе Жизни вечныя, да вси едиными усты и единым сердцем прославим Всечестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ВЕРЫ — СМЫВАЕТСЯ МУЧЕНИЧЕСТВОМ

Сегодня большинство хочет, чтобы змею из дыры вытаскивали другие. Если они не достают её сами, тогда пусть, по крайней мере, предупредят других: "Осторожно! Нет ли там змеи?" — чтобы те задумались. Однако они не делают даже этого. Живи мы во времена мучеников, то с нашим рационализмом мы говорили бы так: "Я отрекаюсь от Бога внешне, но не внутренне. Таким образом я получу назначение на такую-то должность и стану помогать какому-нибудь бедняку." А во времена мучеников Церковь — не причащала тех, кто бросал ладан в идоложертвенный огонь, такие люди принадлежали к чину плачущих. Те, кто отрекался от Христа, должны были смыть своё отступление — мученичеством.

Во времена иконоборчества от христиан требовали — жечь или бросать на землю иконы, и они предпочитали не бросать их, а становиться мучениками. А мы, если бы нам сказали швырнуть икону, сказали бы: "Ну и швырну её, она написана в стиле Возрождения. Попозже закажу себе другую, византийскую." Вот такие мы сегодня стали верующие…

— Паисие, а есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?

— Само присутствие христианина — это уже есть ИСПОВЕДАНИЕ Православной Веры. Возможно, что кто-то мог бы — больше помочь молитвой, но его молчанием – воспользуются Враги Православной Церкви и скажут: "Такой-то и такой-то — не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они — согласны с нами, они нас поддерживают."

Поэтому православные христиане – НЕ ДОЛЖНЫ — МОЛЧАТЬ! Если кто-то — не начнет воевать против Зла — не начнет ОБЛИЧАТЬ тех, кто делает — Зло и живёт не по правде, тех, кто подает людям Плохой пример, и кто идёт против Церкви — то ЗЛО станет ещё БОЛЬШЕ и СИЛЬНЕЙ. А так ободрятся верные христиане, и утвердятся в Вере. И тем, кто воюет с Церковью, будет намного труднее. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям… А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты, школьное Секс-Просвещение и принимают Ювенальные Законы. Конечно, Бог не попустит торжествовать Злу, но речь сейчас идёт не об этом.

И эти богохульные передачи и фильмы они СПЕЦИАЛЬНО — ПОКАЗЫВАЮТ, чтобы — ОСМЕЯТЬ Христа и ОТВЕРНУТЬ от Него людей. Они делают это для того, чтобы сказать: "Посмотрите, вот каким был Христос!

— А люди, Геронда, этому верят и портятся!

— Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся — ОПРАВДАТЬ Нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм "Последнее искушение Христа" – он ОСКОРБЛЯЕТ нашу Православную веру, а прокуроры говорят "Ничего страшного!" О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас ПРОТЕСТ против этой богохульной картины БЫЛ — Исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит — плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето.

В прошлом наш народ жил Духовно, поэтому Бог Благословлял его, и святые чудесным образом нам помогали. И мы побеждали наших врагов, которые всегда превосходили нас числом. Мы говорим сейчас, что мы православные, однако, к сожалению, часто мы носим лишь имя "православных," но не живем православной жизнью.

Я спросил одного священника, занимающегося общественной деятельностью с целой кучей духовных чад: "Знаешь ли что-нибудь о богохульном фильме?" Он мне ответил: "Не знаю ничего." Не знал ничего, а ведь сам в большом городе служит, то есть ему нет никакого дела ни до чего. Такие усыпляют народ, оставляют его, как есть, чтобы он не волновался и развлекался. Смотри, ни в коем случае не скажи, что будет война или что будет Второе Пришествие и потому нам надо готовиться, смотри, чтобы люди ни в коем случае не разволновались! Всё равно, что те старухи, которые, словно их и не ждёт смерть, причитают: "Не говори о смерти, только о праздниках да о крестинах" и испытывают таким образом ложную радость.

А если бы они задумались о том, что старичок, живший неподалеку, умер вчера, что другой находится при смерти и тоже умрет, что послезавтра будет панихида по кому-то, кто был намного моложе их, то они бы думали — о смерти и говорили бы: "Надо мне по исповедоваться, надо мне готовиться духовно, потому что, быть может, и меня скоро призовет Христос в иную жизнь." В противном случае — приходит смерть и забирает их неготовыми. А другие от ложно понимаемой "доброты" говорят: "Не говорите Еретикам, что они в Прелести, чтобы показать нашу любовь к ним" и так уравнивают все. Да живи такие люди в первые годы Христианства, мы не имели бы ни одного святого! Христианам говорили тогда: "Только брось ладану на огонь, а от Христа не отказывайся." Христиане — этого не принимали. "Сделай лишь вид, что бросаешь." Не принимали. "Не говори о Христе и уходи, куда хочешь, свободный." Христиане и этого не принимали. А сегодня видишь, что народ замешан на воде. Закваска не та.

— Паисие, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? — Если речь идет о Постах, установленных нашей Церковью – Среде и Пятнице, и многодневных Постах, то верующие люди должны — ПОКАЗЫВАТЬ окружающим их людям, что они СОБЛЮДАЮТ — Пост, потому что это — ИСПОВЕДАНИЕ Православной Веры. Однако другие Посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне.

А в былые времена и поместная знать имела добрые начала, имела веру. Знаете, что в одном городе сказала некая знатная дама какому-то члену Парламента? Она со своим супругом была на обеде. Шел Успенский Пост, а подавали мясо, рыбу… Знатная дама постилась и поэтому — не ела. Депутат заметил это и говорит: "Немощные и путешествующие Поста не держат." — "Ну конечно, — ответила она, — и особенно те, кто на колесах путешествуют." Так и не притронулась к скоромному.

Почему со временем охладевает вера?

Ответы пастырей

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

– Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.

Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает

Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что благодать отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.

«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»

– Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» – это, видимо, признание того, что не свои грехи – причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я – хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», – сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.

«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»

– Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… – и куда-то подевалась моя решимость. И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость – и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, – это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.

Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом – с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.

Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.

Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу – найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.

Во-вторых, если дело, которое мы делаем, – стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там – как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений – и так кругом всё мокро и противно, – тут надо просто идти.

– Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая – это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться – нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви – так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения – и с Божией помощью преодолеешь это искушение.

«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»

– Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях – примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.

Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.

1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?

Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.

Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению

2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.

3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.

Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.

4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен – «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».

В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.

– Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.

Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни – посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, – то вытесняется куда-то на периферию.

Вера в Бога – это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия

Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога – это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога – это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему – Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера – это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера – это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.

И вот такая вера поддерживается только молитвой, непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.

Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.

Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях – скорбных и радостных, – решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.

– Вера – это высшее проявление свободной человеческой воли – с одной стороны, и дар Божественной благодати – с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.

Никто и никакие обстоятельства – ни внешние, ни внутренние – не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды – тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.

Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.

Наша задача – крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали

Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» – искушает, испытывает. А наша задача – крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться – это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды – Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»

«Проявив терпение, дождешься духовной весны»

– Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь – нелегкое дело, а преумножить ее – подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно – значит, нужно! Классическая иллюстрация этого – образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.

Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже – значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов – нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие – менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.

30 марта 2016 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Прот. Олег Стеняев

Об охлаждении веры (+ВИДЕО)

Протоиерей Олег Стеняев

В чем причина охлаждения в вере? Почему Спаситель отвергает теплохладных? Чем опасно такое состояние для христианина? И где искать помощи в преодолении его?

Прогулки по воде: как поверить в невозможное?

Игум. Нектарий (Морозов)

Прогулки по воде: как поверить в невозможное?

Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян

О том, как современному человеку поверить в Бога и довериться Ему, как почувствовать то, что выходит за рамки пяти человеческих чувств.

Вера как опыт жизни в Боге

Митр. Лимассольский Афанасий

Вера как опыт жизни в Боге

Митрополит Лимассольский Афанасий

То, чего хочет Бог от нас, – это воля, чтобы мы захотели Царства Божия, жизни с Богом. И когда человек призывает Бога своей волей, хотя сам и не может сделать ничего, тогда Бог вмешивается, Божия благодать сходит и дает человеку в дар то, что он хочет.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Оценка 4.9 проголосовавших: 23
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here