Все о религии и вере - "молитва 40 дней у мусульман" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
40 дней после смерти — поминание усопших в разных религиях
40 дней после смерти — как поминать усопшего, какие есть традиции связанные с этим днем? Люди полагают, что этот поминальный день весьма важен для человеческой души, так как в это время дух скончавшегося появляется перед Господом в третий раз и узнает, где он будет находиться до страшного суда.
40 дней после смерти — как поминают православные?
Гибель близкого человека — это всегда горе для близких людей и друзей. Если верить христианской религии, то 40 день считается одним из наиболее значимых среди поминальных (православная традиция). Однако не всем известно, как нужно вести себя в в поминальный день.
Крайне важно осознавать, что живые способны помочь покойнику перейти безболезненно в иной мир, очиститься, обрести спокойствие и гармонию. Этого можно достичь благодаря молитвам.
Вы поможете усопшему близкому человеку выдержать Божий суд, если в этот день будете говорить про него добрые слова, вспоминать его лучшие деяния и молиться. Сделать это можно самостоятельно либо позвать на поминки священника.
В православии за трапезой собираются не только члены семьи, но и друзья, знакомые усопшего. Бытует мнение, что чем больше народу на 40 день произнесет молитву, помянут усопшего, тем лучше будет душе.
Важная часть поминального обряда — это посещение кладбища. С собой обязательно берутся цветы и свечки. Помните, с собой берется только парное число цветков, возлагаемых на могилу. Таким образом вы высказываете уважение усопшему.
Придя на кладбище, в обязательном порядке зажгите свечку и помолитесь об упокоении души. Постойте немного у могилы, вспомните все хорошие моменты, которые у вас ассоциируются с этим индивидуумом. У могилы запрещено громко разговаривать, что-то бурно обсуждать. Должна царить абсолютная атмосфера тишины и спокойствия.
Помянуть можно и в храме. Для этого заказывается литургия для спасения души. Важно: заказывать литургию можно только тем, кто был крещен в православной церкви. Члены семьи могут ставить свечи за усопшего. В тот момент, когда вы будете поджигать свечу, обязательно помолитесь за упокой души и попросите, чтобы человеку отпустили все грехи: вольные и невольные.
В православии запрещено проводить поминки раньше назначенной даты. Однако, если провести корректно обряд на эту дату невозможно, то на следующую после 40 дней субботу следует раздать милостыню бедным.
Помните, поминки — это не пиршество с изощренными яствами, которое устраивается для встречи знакомых. В такой день следует вспомнить усопшего, помолиться за него, сказать «спасибо» за всё добро, что он сделал.
Приготовить следует самые простые блюда, прием алкоголя следует ограничить. Считается, что на столе должно быть как можно больше постных блюд. В обязательном порядке следует приготовить кутью. Эта каша с медом, орехами и изюмом является символом возрождения души. Зачастую также делают блины, щи, различные каши.
Если поминальный день совпадает с постом, то свинина, говядина, баранина обязательно заменяются на рыбу.
Если вы желаете произнести речь об усопшем, то помните, изначально слово дается детям/братьям, сестрам/родителям, потом близким друзьям, далеким знакомым — в последнюю очередь. Речь обязательно заканчивается обещанием всегда помнить усопшего человека.
Где находится душа умершего до 40 дней?
Почему же 40 день после смерти такой особенный и какое значение он имеет? Верующие христиане считают, что дух умершего индивидуума до 40 дней преодолевает долгий путь. Со дня гибели до 3 дня она находится рядом со своей семьей, близкими и дорогими людьми, может перемещаться куда угодно.
Верующие люди уверены, с 3 до 40 дня человеческий дух посещает Ад и Рай. На протяжении всего этого периода еще неизвестно, куда именно попадет душа. Духу предстоит пережить мытарства, истязания, которые являются воплощением греховных страстей, знакомы всем людям.
После чего бесы предоставляют перечень человеческих грехов, в свою очередь ангелы предоставляют список хороших деяний. Учение о мытарствах не является каноническим и не входит в основной вероучительный свод православия.
По учению православных христиан, после того как душа усопшего увидела Ад и Рай, она в третий раз появляется перед Всевышним. Как раз в такой момент должна решиться ее судьба. Там, куда душа направится, она будет пребывать вплоть до самого Страшного суда.
До этого момента она уже увидела все прелести Рая, осознала, действительно ли она достойна или не достойна там пребывать. Увидела все ужасы Ада и должна полностью раскаяться и молить Бога о снисходительности. Именно поэтому к 40 дню православные относятся как к решающему моменту.
Для того чтобы помочь своему усопшему родственнику, следует усердно молиться. Это поможет повлиять на вердикт Всевышнего относительно души. Если человека всё-таки направят в Ад, это все равно не свидетельствует о том, что для него всё кончено. Ведь окончательная судьба всех смертных будет решена во время Страшного суда, а усердная молитва поможет изменить вердикт Господа.
В такой ситуации, если душу отправляют в Рай, то усердной молитвой родственники будут благодарить Всевышнего за оказанную благодать. Кстати, число 40 весьма символично в христианстве. Неудивительно, что поминовение недавно скончавшегося происходит именно на 40 день.
Ровно столько дней оплакивали праотца Иакова и пророка Моисея. Именно по прошествии 40-дневного поста на горе Синай пророк Моисей получил скрижали Завета от Всевышнего, именно за столько дней пророк Илия достиг горы Хорив.
40 дней после смерти — традиции разных религий
Поминки на 40 сутки важны не только в православии. У мусульман трапеза в память об усопшем также проводится на 40 день после гибели. Однако в этой религии очень значима формальная сторона ритуала. Мужчины и женщины, принимающие участие в обряде, поминают умершего человека не в одном помещении, а в разных. В некоторых случаях принимают участие в ритуале только мужчины.
Зачастую на стол ставят сначала сладкий чай, после чего плов. Люди верят, что разговаривать во время трапезы между собой людям не стоит, нужно лишь усердно молиться. Плакать в исламе об умершем не принято. В этот день необходимо сдерживать горе. Если всё-таки вы не можете сдержаться, сделать это нужно как можно тише.
Сами поминки проходят в быстром темпе, после них все идут на кладбище. В период с 3 до 40 дней после гибели родственника можно организовывать благотворительные трапезы для обездоленных, нищих, раздавать им блюда.
В то же время самим родственникам запрещается много есть, делать роскошные блюда для поминающих. Но каждый четверг до 40 дня необходимо вспоминать усопшего, накрывать стол, пить чай с халвой, приготовленной по особому рецепту.
В иудаизме люди также не превращают трапезу в застолье. На протяжении первой недели вообще запрещено накрывать большие столы. После того, как человека похоронят, все его близкие скорбящие (кто хочет отдать дань уважения усопшему) принимаются за очень скромную трапезу.
Зачастую в нее входят яйца, фасоль, чечевица, немного хлеба. Во время поминок не принято есть мясо, не употребляют алкоголь. Еще одна особенность состоит в том, что семья умершего человека не должна готовить обширную поминальную трапезу.
Через год после смерти уже устраиваются обширные и торжественные проводы умершего. На эту трапезу приглашаются как родственники, так и друзья усопшего. На этих поминках можно накрывать большой стол, рассказывать добрые истории о жизни человека.
40 день после смерти действительно значимый и особенный для души умершего. Именно в этот день душа узнает, какое место ей уготовано, и задача членов семьи и знакомых в этом мире — усердно молиться для того, чтобы усопший чувствовал поддержку близких в этот нелегкий час.
- Гадания
- Заговоры
- Ритуалы
- Приметы
- Сглаз и Порча
- Обереги
- Привороты
- Отвороты
- Нумерология
- Экстрасенсы
- Астрал
- Мантры
- Существа и
В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.
Как поминают усопшего по мусульманской религиозной традиции?
Канонически в мусульманском вероучении не закреплено положение o проведении поминок по умершему мусульманину в определенный день, например, девятый или сороковой после смерти покойного, в годовщину смерти. И поминки во Владимире, в последнее время проводящиеся мусульманами в седьмой или сороковой день после кончины усопшего, не относятся к их обязательным с точки зрения религии действиям. Но угощать людей и принимать в доме родственников в любом случае в мусульманстве приветствуется.
В какой день поминать усопшего мусульманина?
В исламе нет канонической значимости в том, на какой по счету день собираться, чтобы поминать усопшего. На собрании важно именно вспоминать покойного благой молитвой вместе с его родными и делать от его имени что-то хорошее, например, устраивать угощение или раздавать милостыню. Можно кормить сирот или нищих от имени покойного таким образом, чтобы никто не знал имени благотворителя.
Мусульманское вероучение приветствует как щедрость, так и умеренность. Трапеза не должна превращаться в демонстрацию щедрости, для проведения которой влезают в долги. Важно, чтобы поминальное собрание отвечало образу жизни семьи покойного и проводилось с искренним намерением вспомнить умершего и угостить людей от его имени. Как говорит одно из изречений пророка Мухаммада, «дела по намерениям», а благое дело вознаграждаемо.
8 качеств благодеяния в мусульманском поминальном собрании
Среди мусульман распространены различные мнения относительно поминок. Кто-то говорит, что это благое дело, а кто-то — что нововведение, которое «в огне». Но в Коране или сунне — преданиях o жизни пророка Мухаммада — нет ясных доказательств запрета подобных собраний. Если проанализировать обычай поминать усопшего мусульманина, можно выделить хотя бы восемь его качеств, которые свойственны благим делам. Вот они.
Поскольку эти восемь качеств присущи поминальным собраниям, в последнее время проводимым мусульманами в 3, 7, 40 дни после кончины усопшего, то можно говорить o том, что такие собрания подобны благодеянию. При разумном к ним подходе они также служат средством оповещения верующих o том, что считается для них богоугодным. А Всевышний знает лучше.
Если Вы хотите провести поминки во Владимире , обращайтесь к нам! Мы поможем организовать поминальную трапезу, учитывая все Ваши пожелания и вкусовые предпочтения приглашенных на поминальное собрание. Заказывайте у нас блюда прямо сейчас!
- Звоните: +7 (4922) 53-28-19.
- Приходите к нам на по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 3-Б.
и продвижение
Как вспоминать умерших
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
1. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, они уже пришли к тому, что заслужили»[1].
2. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, тем самым нанося боль живым [потомкам, родственникам покойного, друзьям]»[2].
3. «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом»[3].
4. «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[4].
Если человек был настолько плохим, что есть польза упреком, предостережением для живых и в назидание упомянуть об этом, некоторые ученые допускают подобное, но только до момента погребения[5]. После погребения тела лучше говорить благое либо молчать[6]. Это должно стать неотъемлемой чертой верующего, осознающего себя и свои поступки пред Господом миров и не выискивающего недостатки других, а тем более уже покинувших мирскую обитель, на что у него (верующего) не должно быть ни времени, ни желания. Со своими бы ошибками, промахами и недоработками разобраться. Неизвестно, что ожидает нас, когда сами займем его место, когда будем держать ответ, расплачиваясь валютой благих дел за то, что бездумно наговорил наш язык.
Я слышал, что шахиды не умирают, что они после смерти помогают людям. Но ведь известно: кроме Бога никто не может помочь. Тогда как шахиды помогают? Дастан.
Они не помогают.
Кстати, учитывая реалии последних сорока лет, следует отметить, что произошла серьезная подмена понятий. Сегодняшние «шахиды» (участники вооруженных групп и бандформирований, устанавливающие «законы Аллаха» в горячих точках мира и провоцирующие новые военные конфликты заодно с представителями высшего эшелона власти или крупного бизнеса) — это всего-навсего убийцы и самоубийцы. Мы живем в ту эпоху, когда силами отдельных политиков, некоторых СМИ и представителей спецслужб бандитов, террористов стали называть моджахедами, совершающими джихад «ради Аллаха», а подрывающих себя и других — шахидами-смертниками. Святое (защиту Родины и высоких идеалов) смешали с очевидным злом.
Если говорить о шахиде в истинном понимании этого слова, то это человек, самоотверженно защищающий свою Родину и свои ценности на поле битвы, противостоя агрессии и захвату территории враждебными государствами или группировками. Он готов во имя Аллаха (Бога, Господа) пожертвовать своей жизнью ради мира и благополучия других людей. О таких людях в Коране сказано: «Если кто-то умер на пути Всевышнего [например, с именем Творца в сердце и на устах, защищая свою Родину, или мученической, насильственной смертью, являясь при этом верующим], то не говорите о них, что они умерли. Они живы, но вы этого не чувствуете» (Св. Коран, 2:154).
Самоубийство же, согласно канонам религии, — это прямая дорога в Ад, как и любой самосуд. Русско-татарский словарь советских времен, например, дает слову «шахид» следующее определение: «Мученик за веру; убитый на войне за священное дело (за Родину)». То есть это человек, ушедший из жизни ради высокого, а вовсе не кипя местью, и, уж конечно, не ради корыстной наживы. В мусульманской правовой доктрине и этике понятие «месть» вообще отсутствует.
Можно ли дома ставить в рамки фотографии умерших родственников?
Фотографии лучше всего хранить в альбоме, так как нахождение их на видном месте, по мнению некоторых ученых, препятствует присутствию в доме ангелов проявления милости Всевышнего.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Творца][7] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[8], «тасавир»[9];
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура[10]»[11]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир[12]»[13]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура[14]»[15]».
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления Божьей милости) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[16], не препятствуют присутствию ангелов»[17].
Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого[18].
Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение является то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить[19].
В этом году умер дедушка. У нас человека хоронят на следующий день после смерти, то есть ночь проводят рядом с умершим, читают Коран. У далеко живущих родственников есть время, чтобы приехать на похороны. Три дня нельзя есть в доме, где умер человек (нужно это делать у соседей), три дня нельзя шить, вязать и т. п. Должен гореть свет в доме 3 или 40 дней. Ногти нельзя стричь 3 дня. Если бабочка летает рядом — это душа умершего. Зеркала нужно держать закрытыми.
Расскажите, пожалуйста, как на самом деле должны проводиться байрамы мужские и женские, что читать, какие ду‘а, в какой последовательности? Насколько правильно проводить байрамы на 3-й, 7-й и 40-й день, а также на 51-й со дня смерти? Есть ли специальные блюда, которые должны стоять на столе?
Что означает, если снится умерший человек, если он зовет к себе, обнимает, успокаивает, говорит, что ему хорошо? Йолдыз.
1) Чем раньше похоронить, тем лучше; 2) «три дня нельзя есть в доме» — об этом говорится в теме «Трапеза в доме покойного»; 3) «три дня нельзя шить, вязать» — чья-то выдумка; 4) свет в доме должен гореть по необходимости, и это никак не связано со смертью человека; 5) «ногти нельзя стричь три дня» — выдумка; 6) бабочки — это Божьи творения, а не души умерших; 7) закрытие зеркал — суеверие; 8) поминальные застолья по случаю смерти близкого можете проводить на свое усмотрение, учитывая ваши национальные традиции и не совершая явно запретного, например, распитие алкоголя; 9) привязывать поминки к датам нет канонической необходимости, об этом говорится в теме «Благие дела, совершаемые от имени умершего»; 10) специальных блюд нет, следуйте национальной традиции либо своим предпочтениям в еде.
Что касается снов, то трактуйте их в лучшую сторону. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], пока опустит ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону] »[20].
Отпустите умершего сердцем и разумом. Его душа будет пребывать в загробном мире, ожидая Конца Света и Судного Дня, а вам еще предстоит достойно и с пользой прожить земную жизнь.
Когда кто-то умирает, все зеркала в доме покойного обязательно накрывают тканью, иначе душа усопшего, отразившись в зеркале, может напугать родственников. Говорят даже, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет. Но ведь это невозможно?
Я в приметы не верю и потому хочу узнать, действительно ли так важно в доме, где умер человек, тканями накрывать зеркала и от сквозняка закрывать окна? Правда ли, что после смерти душа может приходить в то место, где покинула тело? И.
Не морочьте себе голову пустой и никчемной информацией. Все это — суеверие, не заслуживающее внимания.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9782, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 330, хадис № 1393; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 117, хадис № 1514; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 48, хадис № 243.
[2] Хадис от аль-Мугийра; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 580, хадис № 9783, «хасан»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 244.
Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 117, хадис № 1515; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 245.
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 1935, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9765, «хасан».
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».
[5] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 331.
[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь миров и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.
[7] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. (773–852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 579.
Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.
[8] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 146.
[9] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364.
[10] Использованное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.
В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.
[11] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.
[12] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.
[14] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[15] Хадис приведен в св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.
[16] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.
[17] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[18] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[20] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».