Каким настроение проникнуто стихотворение молитва

Все о религии и вере - "каким настроение проникнуто стихотворение молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
  • В чем Мцыри видит счастье
  • Краткое содержание «Шинель»
  • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
  • Три дня на воле Мцыри
  • Характеристика Гринёва
  • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
  • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
  • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
  • Цель побега Мцыри

Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Аня Поволжская 756
  2. 2. Мухаммад Амонов 310
  3. 3. Ксения Гурулева 223
  4. 4. Мелис Молдоташов 198
  5. 5. Лена Севостьянова 171
  6. 6. Елена Курлыкова 155
  7. 7. Sofia Markevich 154
  8. 8. Галина Ткаченко 125
  9. 9. Лариса Огудалова 121
  10. 10. Диана Метелица 116
  1. 1. Ramzan Ramzan 5,674
  2. 2. Iren Guseva 4,925
  3. 3. Александра Люханчикова 3,122
  4. 4. Мухаммад Амонов 3,064
  5. 5. Гузель Миннуллина 2,310
  6. 6. admin 2,250
  7. 7. Алёна Кошкаровская 1,886
  8. 8. Елизавета Пякина 1,772
  9. 9. Виктория Нойманн 1,738
  10. 10. Алёна Хубаева 1,718

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Каким настроением проникнуто стихотворение «Молитва»?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова проникнуто «душевным просветлением». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. Здесь поэт открывается совершенно с противоположной стороны: возносит молитву, восхищается, удивляется и радуется спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам».

Также «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком: "Есть сила благодатная В созвучье слов живых…" И правда, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. Как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы: "С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…"

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Стихотворение «Молитва» М. Ю.Лермонтова пронизано лирическим настроем. Оно таит в себе глубочайший философский смысл и с помощью изобразительно-выразительных методов показывает мысли и тревогу автора. Так же стихотворение «Молитва» переполнено настроением божест­венного откровения. Поэт говорит о том, что не только смысл мо­литвы, но и так же сами звуки обращенных к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту в жизни.

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»

Методическая разработка урока в 7 классе

по теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов»

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов.

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте

Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Оборудование: электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтов, портретов поэта.

  1. «А какой он – твой Лермонтов?». К 175-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Пионерская правда» , 14 октября 1989 года.
  2. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога…»: анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова в IX классе /Т. А. Елисеева //Литература в школе. – 2010. – № 11. – С. 32-37
  3. О.А. Еремина. «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»: восприятие, истолкование. Оценка». Поурочное планирование по литературе. 7 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература . 7 кл.: для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 9-е издание. М.: Просвещение,2002». Издательство «Экзамен». Москва. 2003
  1. 1.(Вступительное слово учителя). Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.

(Слайд 2). И как непохожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.

Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.

(Слайд 3). Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

(Слайд 4). Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.

(слайд 5) Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели.

А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.

Какой же он – ваш Лермонтов? Ответьте на этот вопрос, поразмышляв после этого урока дома.

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году.

1). Подготовительная беседа. (Слайд 6) Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

(Слайд 6). Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

2) (Слайд 7) Стихотворение «Ангел» посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

3) Послушаем его. (Стихотворение выразительно читается учителем.)

4) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).

(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

(Слайд 8) Объясните значение эпитета «благодатная».

(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

(Слайд 9) Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

(Слайды 10-17) Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)

Какую молитву твердит наизусть поэт?

Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту?

6) (Слайды 18 – 21). Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)

7) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Оценка. Чем вам понравилось стихотворение?

(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие. Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)

1) Подготовка к восприятию стихотворения (Слайд 22) Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»

А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

2) Чтение стихотворения «Ангел». ( Читает наизусть подготовленный ученик).

3) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).

(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Разработка урока на тему: Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», опубликована: 11 Дек 2011 в рубрике: Презентации

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here