Молитва ко Пресвятей Богородице пред иконой «Тучная Гора».
О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к сущему воззван бых, но скоро за моя безчисленыя и мерзкия согрешения вновь в несущее во адовых безднах обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости Его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, от богомерзости греха к преподобию; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадя ся всеблагой воле Его, дабы и мне приидти по страшнем судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити Его в радость присную и жизнь вечную. Аминь.
Икона Божией Матери »Тучная Гора».
Около 250 — 300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе — и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).
В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев (+ 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». При этом он сказал: «Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная — Тучная Гора — почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью». 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей на полукруглом возвышении — горе; на левой руке Ее — Богомладенец с благословляющей десницей. На главе Богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами.
К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.
Празднование: 24 марта (6 апреля), 16 июля (29 июля), 7 ноября (20 ноября).
Акафист Божией Матери пред иконою Ея «Тучная Гора»
Празднование иконы «Тучная гора» происходит 6 апреля (24 марта по старому стилю).
О чем молятся иконе «Тучная гора»: молятся об обретении духовного спокойствия; об обращении заблуждшаго; при болезнях детей.
Икона Божьей Матери «Тучная гора»
Молитва иконе Богородицы «Тучная гора»
К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к Сущему воззван бых, но скоро за моя безчисленныя и мерзкия согрешения вновь в несущее до адовых бездн обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к Боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, от богомерзости греха к преподобию; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадяся всеблагой воле его, дабы и мне приити по Страшнем Судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити его в радость присную и жизнь вечную. Аминь.
Икона Божией Матери «Тучная гора». Благодатная сила
Икону Божией Матери «Тучная гора» сейчас упоминают не очень часто, хотя она раньше она была широко известна. У образа есть и другое название – «Несекомая», что связано с заложенным в нём глубинным смыслом, который выражен в огромном числе различных трактовок и описаний этого изображения Богородицы.
Описание и значение
В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)
Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.
Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.
Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.
Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.
Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.
Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.
С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.
Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.
Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.
Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.
Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.
Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.
Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.
Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.
Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.
Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.
Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни. Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.
Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.
После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.
Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.
Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.
В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.
Месторасположение
Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.
Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).
Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.
Благодатная сила
В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.
Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.
Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.
О чём молиться
Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:
восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.
Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.
Дней почитания у иконы целых три:
29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.
С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Икона Богородицы « Тучная Гора »
Празднование:
Около 250–300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: “Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно”. Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).
В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев († 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией “Тучная Гора”. При этом он сказал: “Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная – Тучная Гора – почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью”. 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
Каноны и Акафисты
Акафист Божией Матери пред иконой «Тучная Гора»
Избранная от всех родов людстих, Пресвятая Богородице, сосуде чистый, Невмещаемаго вместившая, Горо, еяже пределы до Царствия Божия достигают и ко Христу возводят зовущих Ти:
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Ангели со архангели дивяхуся древнему провидению Божию о Тебе, аще убо царь Давид прорече Тя псаломсте аки Гору Тучную, яко зря удел Твой земный, гору Афонскую, юже тучи покрываша во дне Твоего пришествия на ню, мы же покланяяся ныне всечестней иконе Твоей славословим Тя сице:
Радуйся, Дева Пречистая, паче всех дев архангелом обрадованная;
Pадуйся, Жено, Еяже утроба ширше облак тучных.
Радуйся, звездо, являющая Солнце;
Pадуйся, семя произрастившее Древо живота вечнаго.
Pадуйся, Еяже молитва непристанно возносится к Богу.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Видя под покровом твоим Гору святую Афонскую, истинный раб Божий Савватие, напечатле в душе своей образ Твой святый с горою в руце, Церковью на ней и благословляющим ю Богомладенцем, Спасителем нашим, Емуже песнь воспеваем присно: Аллилуия.
Разумея глубину духовнаю сего образа и возвратяся в землю отчую богомудре отче наш Савватие научи иноцев Воршина монастыря како на святей иконе Твоей изобразити Тя, чудотворящую выну, всего ангельского образа Заступницу и во бдениех полнощных чистым сердцем воспевати Ти сицевая:
Радуйся, игуменов право устрояющих обители Божия присная Похвало;
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Сила вышняго осеняет всякого с верою и благоговением припадающаго к честному образу Твоему, покланяяся Первообразу и Богу Слову, яко Цвету благоуханному на усыренной почве Тучной Горы процветшему, Емуже со умилением вопием: Аллилуия.
Имуще благое намерение поработати во славу Господню и ради Пречистой Его Матери благочестивый тферитянин Косма потрудися паче уговора с игуменом Воршинским на устроении соборней церкви в честь Вознесения Божия. Той же игумен добрый видя его рвение и благодаря трудника сего рекл еси: избери себе в мзду любую икону, яже зряше во святей обители сей. Трудник же добрый избра позабытый братией на клиросе образ Богородицы и обретши его возопил с веселием к Тебе сицевая:
Радуйся, забвенных святынь обретение;
Pадуйся, благочестивым и трудящимся вспоможение.
Радуйся, с Неюже сорадуются ангели;
Pадуйся, о Нейже непрестанно трепещут демони.
Радуйся, яко в славе вечной пребываеши;
Pадуйся, яко во свете любве Отчей с Присносущим Сыном Своим сретилася еси.
Радуйся, во движениях Духа Божия Благодати исполнилася еси;
Pадуйся, Троическаго благословения в Рождестве Своем сподобилася еси.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Бурю злых прилогов потопляя в благодати сердечней любви Твоей к роду человеческому, иноцы проводиша святую икону Твою. Благочестивый же Косма, испросиша благословения Твоего в путь отыде в дом свой, радостно воспевая за сей многоценный дар Превечному Богу: Аллилуия.
Слышаша о великих милостях Божией Матери но не уразумеша ничесоже и повинуяся обычаям лукавым потомки Космы небреженни ко святей Твоей иконе быша, и предаде забвению ю в грязном чулане, мы же видя и в себе множество небрежений, но понуждаемии Тобою исправить нрав свой к благочестию благодарно вопием Ти сице:
Радуйся, неумолчный Источниче молитв о нас к Богу Вышнему;
Pадуйся, присное попечение и о чадех наших являющая.
Радуйся, сирых усыновление;
Pадуйся, вдовиц надежное заступление.
Радуйся, душ теплохладных по Бозе разгорячение;
Pадуйся, небреженных ко святыни нелицеприятное осуждение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Яко боготечней звезде покланяемся ныне пречестней иконе Твоей зряще ю источником многих исцелений и кладезем всемощныя помощи Твоея супротив силы бесовския, возстающия на верных чад Церкви Божией, ихже восприяла еси в сыновство вкупе со святым апостолом Иоанном, егда Сын Твой Божественный висяй на Древе Крестнем рекл еси: «Жено, се сын Твой». Мы же благодарне за Матерь таковую рода нашего вопием Христу Богу: Аллилуиа.
Видяще муку сердечную молодой жены от мужнего злаго буйства, яко та не може претерпети боле и готова согрешити несмываемым грехом самоубиения, Приснодева посла единаго святаго от лика преподобных. Сей инок дивный предста пред отчаянной и рекл еси к ней «Куда ты грядешь, безумная?» И повеле ей обрящи на чердаке всечестный и славный образ Владычицы именуемый Тучная Горо и помолитися пред ним и буде ослаба ей и радость велия. И посем инок изчезе. Та же жена соблюла бе реченное и исполниша вся и вся бе тако. Мы же дивящеся чуду сему благодарно вопием Ти:
Радуйся, домов христианстих от бурь житейстих надежное защищение;
Радуйся, Попечительная о мудрой и умащенной старости;
Pадуйся, радостной и целомудренной юности Наставнице.
Радуйся, жестоких и злобных мужей умиротворение;
Pадуйся, буиих жен тишайшее упокоение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Проповеда чудо велие от святей иконы Твоей ко всем жителям града Твери, и видя яко дивяхуся и радовася христианы благочестивыя, зряше во святей иконе Твоей готовое заступление о граде сем, и о всей земли Русской, установися праздник о чуде Богородицы и мы ликуя о сем благодарим Господа поя Ему: Аллилуиа.
Возсия слава велия о чудесных знамениях бывших при святей иконе Твоей, и привлекла еси к ней мнозих богомольцев, чающих получити от неисчетных щедрот Твоих, и мы ныне помощи от Тебя требуя восхваляем Ти сице:
Радуйся, град Твой Тверь от всякия напраслины избавляющая;
Pадуйся, и вся иныя грады российстие охраняющая.
Радуйся, Еюже храними и веси вси;
Pадуйся, Еяже покров покрывает всяк язык православный.
Радуйся, умаляющая велиих;
Pадуйся, удобряющая малых.
Радуйся, с Неюже присно радуемся о грядущем спасении;
Pадуйся, с Неюже горце плачем о гресех и падениех наших.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Хотящу явити любовь свою всякому человеку грядущему в мир Человеколюбец Бог даровал еси нам Пречистую Свою Матерь яко щедрую Молитвенницу о немощех наших, мы же от нея научаемся добрым навыком молитвы и пения Сыну Ея и Богу нашему: Аллилуиа.
Новая показася радость по Бозе, во терпении и любве, познаем ея благие плоды от молитв и бдений пред иконою Твоею проводимых. Но что праведному бремя легкое, то для грешнаго иго нестерпимое, тако и ныне не все на пир Божиий званнии обретаются аки избрании, обаче Ты и по тем такожде печалуешься и молишь божественнаго своего Сына, да даст ослабу и помощь малодушным и маловерам, ихже Он со святыми своими купно искупи Кровию Своею. Мы же ведая Твое о нас многогрешных попечение молим тя выну:
Радуйся, грешных от греха воззвание;
Pадуйся, скорбных ко смирению наставление.
Радуйся, кающимся полное прощение;
Pадуйся, гордым строгое запрещение.
Радуйся, воинам Христовым твердость духа и отвагу подающая;
Pадуйся, злочестивых врагов обращающая в страх и трепет.
Радуйся, уставших от трудов ослабо;
Pадуйся, отчаянных от горя утешение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Странное чудо в Тебе показа Господь, яко Дева бе и по Рождестве Дева пребываеши. Не точию во успении пребыла еси и во гробе, но и от земли телесно вознесена бяше Сыном Твоим, аще и в Небесех ныне суща, херувимов честнейши и серафимов славнейши, обаче не обрете Тя отцы боговидцы тамо, понеже Ты абие снизшла еси в помощь людем, научая их пети: Аллилуиа.
Вся бе в вышних но и о нижних присно неотступное попечение имаши. Мы же во образе Тучней Горы видем весь сонм глаголов Божиих к человечеству: Гору Синайскую, тамо Закон Моисею дадеся; Гору Сионскую, тамо обрете народ избранный святыню себе; Гору Фаворскую, тамо открыся апостолом в Сыне Твоем малая часть Силы и Славы Его, Гору Елеонскую от нея же Вознесеся Христос, Гору Афонскую, тамо Ты присно со иноцами до скончания века, яка и с нами зде. Мы же видя в сем образе завет между нами и Тобою Владычице воспеваем Тя сице:
Радуйся, православную веру исповедывать всех научающая;
Pадуйся, иереом молитвенным высокая Вдохновительнице.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Всякое естество недоумеваша о чудней проповеди о Тебе, егда рече древний пророк Захария «Кто ты еси Горо великая, пред лицем Зоровавеля», той же основаша вторый Храм во Иерусалиме, ты же еси основа всей Церкви Божией, питавшая млеком Питающего всех своим Телом и Кровию, ему же песнь воспеваем: Аллилуиа.
Ветия многовещанныя яко юроды гугнивыя жалким лепетом не возмогут прорещи речей вразумительных и о малой толике от безчисленных чудес при иконе Твоей являемых, мы же с любовью и верою припадаем и лобызаем ю и с сердечным трепетом воспеваем Ти сицевая:
Pадуйся, Сосуде драгоценный в себе вселенную Сотворшаго имевшая.
Радуйся, наша Надежда несумненная;
Pадуйся, наша Броня и Покрове.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Спасти хотяй матерей многих от греха отчаянния, от греха смертнаго, Ты явила еси от иконы Твоея именуемой Тучная Горо скорое вспоможение чадам их малым от многоразличных скорбей и болезней, радуя и отцев купно радостию велией, да воспоют со всеми чтущими икону Твою Христу Богу: Аллилуиа.
Стена крепкая была еси всем к Тебе прибегающим Владычице по прошествие времен возжелала еси Пречистая для чудотворной иконы Твоей имети свой престол в честь нея, и побудила еси древляго старца Коняева, выстроить оный в храме в честь смоленской иконы Твоей. Мы же видя нашего праотца таковое благое попечение, возглашаем Ти сице:
Pадуйся, разве Тебе иныя по Бозе помощи таковыя не имамы.
Радуйся, преподобных благая предводительнице;
Pадуйся, мучеников венцами украсительнице.
Радуйся, святителей собор на небеси венчающая;
Pадуйся, безмездных добродеятелей Славо.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Пение вознося Тебе внесоша святую икону Твою во храм Смоленский старец рече радостно: «Ныне отпущаеши Владыко», преосвященный же епископ Андрей приял еси икону сию чудотворную и водрузи ю в иконостас храмовый. Мы же дивяшеся о Промысле Божием иже бе храм той на высоцей горе, иде спасася народ во дни высокого излияния волжских вод, яко ныне же гора сия стала воистину горою Божией, горою Тучною. Памятуя сие воспеваем Богу: Аллилуиа.
Светоприимную свещу собою являеши даруя скорбящим очесам облегчение и полное исцеление, людие же увозя в дальние пределы тверския земли благую весть о сем чуде возвещают, яко целебный елей от иконы Твоей являет благодать всемощную. Мы же видя сие с теми воспеваем Ти сице:
Радуйся, даже слепым очи отверзающая;
Pадуйся, безстыдным их на долго закрывающая.
Радуйся, глухим доброе слышание;
Pадуйся, наушников злых глухота.
Радуйся, немым уста глаголов благих исполняющая;
Pадуйся, злословия источники во веки затворяющая.
Радуйся, хромых хождение;
Pадуйся, расслабенных возстание.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Благодать Твоя подается всем верующим во Христа Бога, злым же и безумным безбожником не знаемо даже слово сие, а не токмо действие благодати сей в человецех. Так и егда богомерзкие и богоборные власти безумствуя люте заливаше кровию христианстей град Тверь и низверже храм святый, иже бе икона Твоя «Тучная Горо», нача убивати друг друга и не знаша ни покоя, не радости присно ибо не вем яко пети Богу: Аллилуиа.
Поюще Тя и славяще дивные Твоя о роде человеческом милости верные раби Божии хотя вновь обрести многомощную себе заступницу, добре постяся и моляся, изобрази внове образ Твой Богородице Тучная Горо и якоже древле той бе во святей соборней церкве Вознесения Воршинской обители, тако и ныне в Вознесенстем храме града Твери возобновися сего образа почитание, мы же видяще Божию милость о сих граде и храме честнем воспеваем Ти сицевая:
Радуйся, от Вознесения к Вознесению пришедшая;
Pадуйся, верных себе сынов и дщерей тамо нашедшая.
Pадуйся, и предстоящих, и молящихся Тебе от бед оберегающая.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
О всепетая Мати и Заступнице рода христианскаго. Призри на тяготы и скорби и беды нас отяготившия, ныне колена наша преклонше молим Тя во умилении сердечнем, приими сие малое моление и ниспосли и нам рабом от Тебе рождшагося Бога (имена) помощь, утверждение и вразумление, и сохрани наши семьи в мире, отжени всякую нашу болезнь и тяготу, обрати вспять всякого врага и супостата, привлецы к Себе и соедени в Бозе всех вопиющих Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва ко Пресвятей Богородице
О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва иная
К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к сущему воззван бых, но скоро за моя безчисленыя и мерзкия согрешения вновь в несущее во адовых безднах обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости Его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, от богомерзости греха к преподобию; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадя ся всеблагой воле Его, дабы и мне приидти по страшнем судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити Его в радость присную и жизнь вечную. Аминь.
Случайный тест
Цитата дня
Неведущий Бога, какой бы он ни был мудрец, неблагоразумен.
Житие прп. Нила Столобенского
Этот день в истории
20 декабря 1699 года на русских землях указом первого российского императора Петра I введено новое летосчисление и установлено празднование Нового года 1 января вместо 1 сентября.
В 2009 году в городе Паттайя освящен Всехсвятский храм Русской Православной Церкви.