Все о религии и вере - "чудотворный крест в годеново молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Животворящий Крест в Годеново исцеляет от недугов
В селе Годеново, что под Ярославлем, находится главная православная святыня — Животворящий Крест, являющий чудеса исцеления.
Уже несколько лет в это небольшое, но очень живописное селение, со всей России прибывают православные паломники, чтобы помолиться и приложиться к снизошедшему с небес Распятию и старинным образам.
Особенно много паломников приезжает 27 сентября, в праздник Воздвижения.
- Как произошло явление
- Строительство Николаевского погоста и Николаевской церкви
- Судьба в советские годы
- Второе чудесное явление
- Чудеса исцеления
Как произошло явление
Явление нерукотворного Распятия поистине необычно. Свидетелями знамения стали крестьяне, пасшие скот за селом.
Узрели они вдалеке яркий светлый столб, спускавшийся с небес.
Пастухи решили добраться до того места, откуда исходил яркий свет. Отправив стадо в поле, пошли они к Сахотскому болоту, туда, где разверзлись небеса. Преодолев непроходимые топи, увидели они, что в светлом сиянии, с небес спускался нерукотворный Крест.
А рядом с ним возвышался лик Святителя Николая Чудотворца. Пораженные увиденным, пастухи расслышали голос с небес, возвестивший, что стоять на сем месте «дому Божьему» и каждый приходящий в него выздоровеет.
Строительство Николаевского погоста и Николаевской церкви
Получив от старших иереев разрешение на строительство храма, мастера тут же приступили к его сооружению. Приняли решение воздвигнуть церковь в честь св. Николая Угодника с приделом Животворящего Креста.
Закладку сооружения перенесли на несколько верст от указанного местоположения: болотистая местность была малопригодна для застройки.
Но случилось еще одно чудо: под покровом ночи венец сруба чудесным образом перенесся на означенное святым Николаем Чудотворцем место.
Утром на участке образовался бурный речной поток, смывший грязь и обнаживший небольшой участок суши. Здесь была построена дубовая деревянная церковь. Позже огненные языки пламени пожара стерли деревянное сооружение с лица земли, а Символ Животворящий, на удивление прихожан, остался неповрежденным.
В летописи остались свидетельства того, что на благодарственном молебне в честь вновь обретенной святыни, молящимся было даровано исцеление от болезней.
На месте старого построили новый, тоже из дерева. Чудесные исцеления начали происходить еще с момента возведения первого здания.
В 1776 г. на месте деревянного сооружения воздвигли белокаменный, на три престола. По центру установили престол в честь Животворящего Креста Господня, по бокам в честь святителя Николая Чудотворца и Покрова Богородицы.
Со всей Руси приезжали в этот храм паломники, преклоняли колени перед Распятием, проливали слезы на ноги Христовы, взывая о помощи в исцелении, утешения в печалях. На месте болота также возникло село и стало именоваться Никольским погостом (в настоящее время — Антушково).
Судьба в советские годы
По словам очевидцев, местные активисты также попытались вынести святыню из храма. Но никакие попытки сдвинуть с места легкое деревянное распятие не увенчались успехом. Он стал неподъемным, точно свинцом налитый.
Затем в ход пошла пила, но и она не возымела на него никакого действия. Осквернители, не помня себя от злости, облили святыню соляной кислотой. На лике и теле Спасителя остались лишь темные пятна.
Святую реликвию спасли от уничтожения местные жители, спрятавшие ее в церкви в Годеново.
Второе чудесное явление
Во времена советской власти практически уничтожили у народа память о чудесах.
«Божий дом» в Годеново находился в полуразрушенном состоянии, требовал реставрации.
В конце девяностых храм попадает под покровительство сестер Свято-Никольского монастыря.
Незаметная тропинка к святыне превратилась в широкую дорогу, по которой, как и много лет назад, неиссякаемым потоком идут толпы страждущих паломников. После долгих лет забвения Символ Православия почитается прихожанами наравне с преподобной Матроной Московской и Серафимом Саровским. Произошло второе обретение русским народом своей святыни.
Чудеса исцеления
Помолиться нерукотворному Кресту в Годеново отовсюду едут люди, все хотят приложиться к святыне, попросить помощи в разрешении своих проблем, излечении от болезней и страданий.
Просят излечить от бесплодия, алкоголизма, онкологии, тяжелых психических заболеваний и т.д. Список этот можно продолжать до бесконечности. Вот малая толика историй чудесного исцеления, записанных монахинями Никольского монастыря:
- Местный врач привез в храм инвалида по имени Александр, долгие годы страдающего тяжелым психическим расстройством. Больной не мог носить нательный крестик, так как он казался ему слишком тяжелым. После приложения к годеновскому Распятию, Александр одел крестик. Он пошел на поправку, бредовые видения перестали его беспокоить;
- Молодой парень, прошедший через мясорубку Афганской войны, выжил, но получил серьезную травму. Один раз, увидел он во сне Николая Чудотворца, тот указал ему дорогу к Кресту Животворящему. Родные помогли парню доехать до церкви Иоанна Златоуста. Там молодой человек, приложился, исполнил обряд причащения и заказал молебен. Многие прихожане стали свидетелями настоящего чуда: юноша в первый раз смог встать из коляски;
- У москвички Риты после ДТП были опасно повреждены кости черепа. Стала инвалидом. Супруг и родственники перестали общаться с ней. Кое-как женщина добралась до храма, там ей было видение святого Николая Угодника. По словам очевидцев, чудо исцеления произошло прямо на глазах других прихожан — женщина стала лучше ходить, двигать рукой, разговаривать.
Историй излечения большое множество. При этом людям помогает вера в Бога и надежда на выздоровление.
Информация для паломников
Следующая информация подскажет, адрес расположения святыни, различные способы доехать, когда проходят службы и др.
Как добраться
Попасть нужно в село Годеново, в храм св. Иоанна Златоуста, недалеко от города Переславль-Залесский. На карте этот уголок России можно легко найти в Ярославской области. Добраться до церкви можно как на личном авто, так и на общественном транспорте. Рассмотрим подробно оба способа:
От Москвы нужно доехать до г. Петровск. Расстояние по трассе составляет примерно 180 км. От Петровска повернуть направо, до пос. Демьянское, затем на перекрестке свернуть налево и ехать до пос. Приозерный. За Приозерным идет Годеново. Вдоль дороги повсеместно расставлены указатели, так что заблудиться невозможно;
От г. Москвы до Ярославля идет междугородний автобус. Остановка — станция «Петровск». Затем пересесть на поселковый автобус и доехать до пос. Приозерный с остановкой в с. Годеново.
Расписание служб
Ежедневно, кроме понедельников и вторников, в девять часов утра совершается литургия, с пяти часов вечера начинается вечерняя служба. В дни Великого Поста вечерняя служба совершается с восьми часов утра (среда, пятница).
Праздничные службы в честь Креста Животворящего
Праздничные богослужения совершаются на Крестопоклонной неделе, в дни сошествия с небес нерукотворного Распятия: 11/06, 14/08, 27/09.
Расписание работы
Открыт для прихожан каждый день с восьми утра до восьми вечера. Официальную информацию можно найти на сайте.
У каждого из нас своя дорога к Богу. Дорога к храму также приводит нас к нему. Стоит только взглянуть на лица людей, наполненных особым почитанием и благоговейным трепетом перед святым ликом Христа.
Это образ, восстановленный из пепла, возрожденный и дошедший до нашего времени ради спасения, исцеления и искупления тела нашего и души.
Интересное видео о Кресте Животворящем смотрите далее:
Годеново: Чудотворный Крест
Годеново с высоты птичьего полета
Годеново. Паломники в праздничный день
Дорога к святыне
Знамение державного строительства Руси
Чудотворный Крест. Деталь
XXI век: второе обретение
Реставрация
Чудотворный Крест перед реставрацией
Крест чудотворит
«Крестных ход» Годеновского Креста
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возносит молитву у Чудотворного креста
Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург
Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург
Схиархимандрит Илий у Годеновского креста
Крест провожают в Луганск
Копия креста отправляется в Вологду
Севастополь. Морской Крестный ход
Севастополь. Морской Крестный ход
Севастополь. Морской Крестный ход
Крест на борту космического корабля
Подготовила Анастасия Рахлина
скрыть способы оплаты
Сергей Худиев
Прославляя Крест, мы провозглашаем веру в то, что побеждает не насилие, которое запугивает и принуждает, а любовь, которая терпит распятие. И мы становимся на сторону этой любви.
Сергей Худиев
Увидеть Крест не как привычный религиозный символ, не как деталь архитектуры, а как свидетельство о том, что Бог совершил нас ради человек и нашего ради спасения, и отозваться – покаянием, верой.
Игум. Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)
Днесь Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает. Днесь — когда распинается за нас. Но днесь — и когда мы распинаемся.
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
Святой и Животворящий Крест Господен.
О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.
О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супосата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй спаси мя, грешнаго. Аминь.
Явление Животворящаго Креста Господня празднуется 29 мая/ 11 июня.
Чудотворный крест в годеново молитва
Исцеления от Животворящего Креста в Годеново
Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново.
Адрес храма: Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново
Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново – 15 км, итого – 195 км.
Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново своим ходом: по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос.Приозерный до с.Годеново. Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).
Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново на машине: если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста .
Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста – заблудиться невозможно.
В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный.
После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново – тоже по указателю.
Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково – сначала будет Захарово, а далее дорога (насыпная дамба) приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте.
От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово (см. здесь ) – тоже.
От Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника, где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.
Телефон храма в Годеново: (48535) 3-06-45 подворье Никольского женского монастыря (храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново с 1996 года является подворьем Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском).
Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново открыт ежедневно с 8.00 до 20.00.
Литургия совершается в среду, четверг, пятницу, субботу и воскресение, начало в 9.00.
Вечернее богослужение совершается в среду, четверг, пятницу, субботу и воскресение, начало в в 17.00.
Если праздник попадает на понедельник или вторник, то в этот день тоже проводятся Богослужения.
На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва — Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителяИоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни — Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.
Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость.
Явленный Животворящий Крест Господень.
О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию 1874 года, а также о свидетельствах благодатной помощи его в наши дни мы расскажем благочестивым читателям с благословения игуменийНикольского Переславского женского монастыря матушки Евстолии.
Одиннадцатого сентября 1667 года (по иным свидетельствам в 1705 г., см. «Ярославские губернские ведомости» за 1848 г. №№ 35 и 36.) боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образЖивотворящего Креста Господня и Чудотворца Николая, отправился поклониться им в Ростовский уезд на Никольский погост, «что на болоте». Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь Николы Чудотворца, где находилось Распятие Господне. Взяв у служившего иерея благословение, князь стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время и кто был тому свидетелем. Иерей же ему отвечал: «Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена, по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось.
Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня». Услышав это, опечалился князь Петр Лукич, но не успокоился и снова стал допытываться про чудесаЖивотворящего Креста, которых жаждала знать душа его. Иерей же сказал: «Вряд ли вы что-либо узнаете». Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: «Как же вы, священники, служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания! Об этих чудесах я слышал от посторонних людей, от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. В прошлом я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком в дальние страны, далеко за город Киев, оберегать границы русские от государевых неприятелей.
Икона Святого и Животворящего Креста Господня.
Два года находился я в тех землях со своим полком, а. в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться в Никольский погост Животворящему Кресту и Николаю Чудотворцу, а также поведали мне о многих чудесах и исцелениях, исходящих от Животворящего Креста и чудотворца Николая. Узнав о дивных чудесах, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, когда Бог и великий Государь изволят освободить меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княгинею и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, во спасение своей души, из уст самого священника услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни. Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах?» Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и Николая Чудотворца. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню.
Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов. Там в монастыре царевича Петра жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: «Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?» — и рассказал историю и просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал:
— Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.
Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимые ни для человека, ни для скота.
Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи надолго пали ниц, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».
Пастухи вняли гласу Божию и возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все как было по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, исходящие от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов. Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами, дошла до Ростова, и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте на болоте, где было явлениеЖивотворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архирей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.
По благословении архиерейском, зодчие решили на указанном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому что место было непроходимое, и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый же день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом — именно там, где было чудное явление пастухам, — неизреченный свет. Они направились к пречудному свету и увидели основание церковное, стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явилсяЖивотворящий Крест.
Они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, превратившись в реку, всю болотную воду с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий. А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви. И была людям великая радость, как и до сегодняшнего дня. Всем приходящим с верою он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим Промыслом Пресвятой Крест явился на болоте так же, чудесно как и образ Пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую.
По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение (Освящение произошло в 1423 г. архиепископом Ростовским Дионисием (см. А. Титова). Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню, и, припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко сподобил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе лобызати?!»
Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви.
После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления, которые по сей день даются всем людям, с верою к нему притекающим. Архиерей благословил на первом месте, где сначала была заложена церковь, поставить часовню на погребение странников, которая стоит и до сего дня.
Так было во времена происхождения рукописи «Сказания о явлении Креста», то есть до первой четверти XVIII столетия. Но ныне нет и следов этой часовни. От времен явления Креста остался, по свидетельству предания, только полуиссохший пень сосны, который, кроме того, указывает и на место первоначального основания церкви.
С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы. И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела. При пожаре священнослужители и миряне сначала стали спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченного огнем здания. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес. Пожар охватил храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь.
Люди в бессилии отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении и с сердечным воплем: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! ОЖивотворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати. » Долго стеная, молились люди с горькими слезами. В великой печали разошлись они по домам. В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они нашли в нем Пречудесный Крест Господень совершенно невредимым — огонь его даже не коснулся. В радости народ воскликнул: «О Пречестный и Животворящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему, аще нас, сирых, не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети».
Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое преславное чудо. Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте. Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил у архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте. И когда построили и освятили новую церковь Николая Чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ Святого Креста и поставили его одесную царских врат.
"Так стоит он и до настоящего времени — по правую сторону царских врат, если смотреть в церковь из алтаря, или за северными, левыми дверями алтаря, если смотреть с противоположной стороны церкви. Святой Крест помещается под сенью, изящно украшенной фестонными фигурами. Резное изображение на нем Спасителя — в человеческий рост. Крестное дерево, терновый венец на главе Распятого и препоясание щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами и жемчугом. На верхнем конце Креста изображены церковного стиля буквами греческие слова «ОБРАЗ КРЕСТА».
Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева.
Печать отдаленной древности лежит на святом изображении, но несмотря на давность существования Креста и недолговечность вещества, из которого он сделан, время не смеет коснуться изображения Того, Кто неприкосновен существом Своим: оно доселе сохранило первобытную свежесть. И простота материала не помешала художнику изобразить священную идею с искусством высоким, так, что не один вид Распятого, но и самое выполнение художественной мысли возбуждают в зрителе глубокое благоговение ко святому изображению. Чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, художественно воплощенной в веществе, не принятом для произведений скульптуры, свидетельствуют о высокой степени развития этого искусства в отечестве художника, из-под резца которого вышло святое произведение.
Вязь на Кресте «ОБРАЗ КРЕСТА», начертанная, вероятно, уже позже, неопытным подражанием, полурусскими буквами по изгладившемуся или поврежденному оригиналу, еще более утверждает в мысли, что этот Крест — произведение не нашего отечества. По сторонам Креста расположены два скульптурных изображения: Божией Матери и Иоанна Богослова. Это дар Ростовского стольника Ильи Ивановича Мещеринова, принесенный им в 1708 году в память благодарной души о счастливом обстоятельстве, чудесно ознаменовавшем присутствие благодати Креста в его семействе. В этих изображениях художник удачно приблизился к характеру крестного изображения, и все фигуры составляют священно-художественную группу, живо напоминающую скорбные события на Голгофе (Яросл. губ. вед., 1848, №35, с. 178,179).
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии поставили тоже с правой стороны близ царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца — по левую сторону
Или по правую, если смотреть из церкви по направлению к алтарю. Лик иконы от давности потемнел. Благочестивым усердием поклонников он покрыт целой массой драгоценных украшений.
И от тех пречудных образов всем с верою приходящим бывает великое просвещение и исцеление до сегодняшнего дня во славу Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
В 7018 (или 1510) году (так по нашей рукописи, по другим же спискам в 7015, т. е. 1507 году), при благословенном князе Василии Ивановиче (1505—1509), благоверных князьях Георгии и Димитрии, преосвященном митрополите Симоне (1494—1511), преосвященном архиепископе Ростовском Вассилиане II (1506—1515), священник Илия во граде Ростове повелел написать книгу паремейник (греч. — притча) некоему человеку Иоанну о чудесах Животворящего Креста и чудотворца Николая для новой церкви, которая воздвигнута на погорелом месте. В 7028 (1520) году княгиня Евдокия, жена князя Семена Ивановича Вельского, сшила золотом воздух для храма Распятия Господня и чудотворца Николы, а на нем вышила Спасов образ, Пресвятую Богородицу, Иоанна Предтечу и иных святых.
Цел он и доселе, несмотря на бывшие пожары. Фон сделан из гранитуровой материи малинового цвета, с тафтяными голубыми окладинами. В середине вышиты золотом изображения Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи; на окладинах вверху Херувим и два Ангела, а по сторонам — лики разных святых с шитыми надписями «Иван; Пет. чудотв.; Никола чудотв.; Алексий чуд.; Иван чуд.; Сергий чуд.; Варлаам чуд.; Кирилл чуд.» — Воздух обложен вокруг алой тафтой, а снизу подшит белой холстиной. Кроме того, как остаток от древности, имеется замечательная плащаница. Она из красного гранитура, с шелковыми окладинами. Края окаймлены золотым позументом; в середине вышито серебром и золотом положение Иисуса Христа во гроб. Подкладка из зеленой объяри. По сторонам плащаницы вышита летопись: 7101 (1593) и имя вкладчицы: «Марья Михайловна Пуговская».
А в лето 7028 (1520) года Иов Васильевич Тетерин приложил кЖивотворящему Кресту и чудотворцу Николе Минеи месячные письменные, две пелены из зеленой тафты, два рубля денег, книгу Псалтырь следованную и книгу Четьи Исмарагд (драгоценный камень зеленого цвета), то есть Златоуст.
Преподобный игумен Исаиа, узнав от древних священников и святых отцов, живших там, это повествование, поведал его мне, а я, недостойный иерей, записал все в сию книгу и поныне вопрошаю повсюду и ищу, по своему недостоинству, во святых церквях и древних свитках свидетельства. И если я, недостойный иерей, обрету в каких-либо описаниях свидетельства о чудесах, то все вписываю в книгу во славу и честь Животворящему Кресту и чудотворцу Николе и в назидание всем православным, с верою приходящим, и на пользу их душам.
Прошло несколько веков после постройки на месте сгоревшего нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста Господня распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество людей постоянно стекалось к Честному Кресту в надежде получить исцеления от своих недугов и обрести помощь Божию.
В 1917 году после Октябрьской революции храм Николая Чудотворца, как и многие святыни нашего Отечества, был разрушен коммунистами. Но Крест Господень чудесным образом уцелел и перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого, который расположен в нескольких километрах от места явления Креста.
Новые власти всеми силами стремились вытравить из памяти народной удивительное предание о явлении чудотворного Распятия. И действительно, на некоторое время о Животворящем Кресте забыли. Скорее, заставили забыть внешне — силой и жестокими репрессиями. Однако даже само присутствие святыни, ставшей в глуши ярославского края уже почти заброшенной и не такой почитаемой как в былые времена, не давало покоя богоборцам — они решили уничтожить Животворящий Крест. Но не может быть посрамлено знамение Божие! Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из храма, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, как в былые времена, когда его пытались спасти от пожара, уничтожившего первую церковь Николая Угодника. Безбожники сколько не прилагали сил, не смогли даже сдвинуть его с места. (Хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут поднять Животворящий Крест.)
Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, совершенном у них на глазах, в бешенстве принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Господних. Так ничего не добившись, богоборцы оставили святыню в покое. Однако наблюдавший за всем происходившим атеист был возмущен тем, что двое сильных мужчин не могут распилить Распятие из липового дерева. Выкрикнув в сердцах, что он верит не в Бога, а только в свои силы, которые никогда его не подводили, он схватил топор и в ярости ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он «победил» силу Божию.
Прошли годы, страсти улеглись. По рассказам односельчан, в 70-х годах тот несчастный, который «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь, умер. И умер от заражения крови, поразившего на ноге тот именно мизинец, какой он отрубил пятьдесят лет назад на образе распятого Христа. Этот случай остался в памяти народной и передавался из уст в уста как доказательство проявления чудесной силы и справедливости Божией.
Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. В 1997 году он стал подворьем Свято-Никольского женского монастыря, что в Переславле-Залесском. Удивительным образом святой чудотворец Николай, являющийся небесным покровителем обители, снова вернулся оберегать святыню: чудотворный Крест Христов. Рядом с храмом, расположенном в селе Годеново, постоянно живут инокини.
Насколько им хватает сил, терпения и любви, с помощью Божией, они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист Честному и Животворящему Кресту Господню.Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдаленного места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы подворья неоднократно были свидетелями того, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда можно определить с первого взгляда. Настолько велика сила и власть Господня, посланная людям через святое Распятие, — спасающая, исцеляющая и милующая.
И на самом деле, неземная сила Животворящего Креста так явна, что оторваться от него трудно, так как почти физически, словно исходящий волны, ощущаешь ту благодать Божию, в которую погружаются окружающие. Большинство людей, приблизившись к Распятию, чувствуют тонкое благоухание. Даже случается, что сомневающиеся паломники спрашивают у монахинь, не протирают ли они Крест каким-нибудь парфюмом. Странно и грустно сестрам слышать подобные вопросы.
Явление Животворящаго Креста Господня празднуется 29 мая/ 11 июня.
- 17 Декабрь 2017
Казачьи военно-полевые сборы
Мы – вместе!
Объявления
- 18 Декабрь 2017
1 января в день Святого Вонифатия обет трезвости
1 января в день святого Вонифатия в храме РОждества Богородицы все желающие могут принять обет Трезвости. Записаться можно сейчас в церковной лавке храма.